Герои ВОВ. Меклин (Кравцова) Наталья Фёдоровна - старший лётчик авиационного полка ("Ночные ведьмы")

6 лет назад 6915 7

Меклин (Кравцова) Наталья Фёдоровна - старший лётчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта ("Ночные ведьмы"), гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.

Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны Полтавской области на Украине.

Школьные годы Наталия провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу №79. В школе увлекалась спортивной гимнастикой, завоевала вторые места в соревнованиях среди школьников Киева. Не раз занимала первые места на республиканских соревнованиях по стрельбе из малокалиберной винтовки и пистолета. Среди первых ее наград - гитара и чернильный прибор из карельской березы.

В старших классах увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. После изучения теории ездила с друзьями в пригороды Киева, где с холмов летала на планерах. Поскольку вес у Наталии был небольшой, ей приходилось брать с собой в кабину мешочек с песком, на котором она сидела. Это было необходимо для правильной центровки.

Весной и летом 1940 года продолжила занятия в Киевском аэроклубе. Приходилось вставать ранним утром, чтобы ехать в Святошино на полеты. В это же время в школе были выпускные экзамены, и готовиться к ним Наталии приходилось в трамвае по дороге на аэродром и в промежутках между полетами.

В конце лета Наталия уехала в Москву поступать в авиационный институт. Поскольку она была отличницей, ее приняли без экзаменов на 1-й курс самолетостроительного факультета. Поначалу учеба шла не очень хорошо, были "хвосты", которые приходилось пересдавать. В Москве Наталия много ходила в театры, на концерты, в обсерваторию.

В первый же день войны бомбежке подвергся родной Киев, где остались родители и младший брат, а в начале июля 1941 года большой отряд студентов МАИ отправился копать противотанковые рвы в Орловскую и Брянскую области. В этом отряде была и Кравцова.

На длинной трассе рва работали студенты многих вузов Москвы. Копали с утра до позднего вечера с перерывом на обед, который готовили дежурные. Лопатами выбрасывали землю, торф, глину - так, чтобы ров имел в глубину 3,5 метра. Пешком делали большие переходы по 30-40 километров с одного места на другое. Шли в жару босиком по пыльным дорогам, а над головой пролетали немецкие бомбардировщики - на Москву...

В институт вернулись в первых числах сентября, проработав два месяца вместо нескольких дней. Из Брянска уезжали последним поездом, город горел после бомбежки. В начале октября 1941 года стало известно, что знаменитая летчица Герой Советского Союза Раскова набирает девушек в авиационную часть, чтобы воевать с фашистами.

Наталия пошла в ЦК комсомола, где проходил набор. Из разных городов прибывали сюда летчицы из Гражданского воздушного флота, аэроклубов, техники, парашютистки. Две недели провели в Академии имени Жуковского: здесь всем выдали обмундирование, разделили на группы, и 16 октября, когда немцы уже вплотную приблизились к Москве, летчиц товарным поездом отправили в Энгельс в летную школу.

Семь месяцев напряженной учебы и тренировочных полетов - и три женских авиационных полка (истребительный, полк пикирующих бомбардировщиков и полк ночных легких бомбардировщиков По-2) улетели на фронт. Все три полка провоевали всю войну, но единственным чисто женским полком остался полк ночных бомбардировщиков. Командиром полка была назначена Евдокия Давидовна Бершанская, опытный летчик из гражданской авиации с десятилетним летным стажем.

В мае 1942 года полк ночных бомбардировщиков По-2 прилетел в Донбасс. Труд Горняка - поселок под Краснодоном - первая площадка, откуда Наталия Кравцова начала летать на боевые задания. Бомбили немцев на реке Миус, в Донбассе, на Дону. В середине лета под напором немецких танков, которые прорвали оборону, началось большое отступление советских войск. Немцы наступали двумя лавинами: к Сталинграду и к южным нефтяным районам Грозного и Баку. Летные экипажи, отступая, ночью бомбили врага, а днем перебазировались на новую точку. Иногда срочно улетали ночью, прекратив полеты на задания, когда танки подходили к аэродрому... Так, отступая, полк оказался южнее Терека. Дальше к югу были высокие горы...

За три года женский полк прошел боевой путь от Терека до Берлина. Бомбили немцев в предгорьях Кавказа, на Кубани, на Таманском полуострове, в Крыму, в Белоруссии, Польше и Германии. Летали ночью на легких тихоходных самолетах ПО-2, против которых действовали вражеские прожекторы, зенитки и ночные истребители. Бомбили переправы, огневые точки, скопления войск, укрепленные районы, штабы, железнодорожные станции и эшелоны, автомашины, самолеты на аэродромах... Девушки-летчицы доставляли фашистам столько вреда и хлопот, что они прозвали их "ночными ведьмами".

Полк также нес немалые потери. Летчицы погибали от огня зенитной артиллерии и атак истребителей. Самолет легко загорался в воздухе, и вместе с ним горели экипажи: парашюты им выдали только за полгода до конца войны. Всего полк потерял 31 летчицу, пять из которых посмертно были удостоены звания Герой Советского Союза.
.

"Задание - бомбить Багерово, железнодорожную станцию западнее Керчи. Сюда приходят немецкие эшелоны, подвозят к фронту оружие, снаряды, подкрепления.

...Некоторое время самолет летел выше облаков. "Пора снижаться," - сказала мой штурман Нина Реуцкая. Мы вышли из облаков на высоте 500 метров. Перед нами, как на ладони, лежала станция, наш ПО-2 тоже был отлично виден с земли. Я знала, что нам будет жарко: на высотках здесь стоят прожекторы, зенитки. Сейчас они затаились и молчат, выжидают... Это действует на нервы. Пора. Еще секунда...Нет, две... Что же они медлят?

В таких случаях у меня в желудке появляется ощущение холода, как будто я проглотила лягушку. Лягушка - это страх. Обыкновенный противный страх, который нужно преодолеть: все равно я пройду через все то, что меня ждет.

Включились четыре прожектора. Рявкнула первая зенитка. Вторая... Яркие вспышки приблизились к самолету. Я выдерживаю курс: Нина бомбит по эшелону. Вокруг самолета раскатисто, с сухим треском рвутся снаряды. Пахнет порохом, гарью. Бросая самолет то в сторону, то вниз, стараюсь угадать, где разорвется следующий снаряд...

Мы уходили на север, в море. Прожекторы не отпускали нас, пока мы не оказались низко над водой. Лучи совсем легли на землю. Наконец, погасли. Нина сказала: "Наташа, посмотри на плоскости". Я увидела две большие дыры в нижнем крыле, насквозь просвечивало верхнее, лонжерон перебит, болтались как флаг куски перкали. Но самолет летел, и все страхи были позади.

Вдруг ноги мои затряслись, запрыгали, стуча о пол кабины. Я изо всех сил прижала их руками - не помогло. Постепенно все прошло. Теперь мы летели в чистом небе - никакой облачности. Мирно светили звезды. Впереди на земле уже виднелись три неярких огонька. Там нас ждали. Там был наш дом".

46-й полк ночных бомбардировщиков 4-й воздушной армии стал гвардейским, получил почетное наименование Таманского, был награжден орденами Красного Знамени и Суворова III степени, получил 22 благодарности Верховного Главнокомандования.

Восемь раз Москва салютовала частям, среди которых назывался и полк подполковника Бершанской. 23 летчицы получили звание Героя Советского Союза, две - Героя России. Боевые экипажи полка сделали в общей сложности 24 тысячи боевых вылетов, сбросили на врага 3 тысячи тонн бомбового груза. 980 боевых вылетов на счету летчицы полка, командира звена и знаменосца Наталии Кравцовой. Указом от 23 февраля 1945 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Герой Советского Союза Н. Ф. Кравцова награждена орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета", 12 медалями.

После войны Н. Кравцова окончила Военный институт иностранных языков (1948-1953). Работала в информационном отделе Управления Генштаба Советской Армии переводчиком-референтом. Затем в Издательстве военно-технической литературы на иностранных языках переводчиком, редактором. В отставку вышла в звании майора.

С 1972 года - член Союза писателей. Ею изданы повести: "От заката до рассвета", "Вернись из полета!", "Из-за парты - на войну", "За облаками - солнце", "Госпитальная палата", "На горящем самолете", а также очерки и рассказы. За сборник повестей "Вернись из полета!" была удостоена медали имени Фадеева.


Связанные посты

7
Подписаться
пост виден всем