В городе Борха (провинция Сарагоса, Испания) в храме Милосердия есть знаменитая фреска работы Элиаса Гарсиа Мартинеса. Не переживайте, что не помните такого художника – он действительно не очень известен. Зато про его фреску теперь знает весь мир – после самой неудачной реставрации в истории искусства.
Фреска под названием «Ecce Homo» («Се человек») располагалась на одной из стен храма. Она была написана в конце XIX – начале XX вв. и плохо сохранилась за сто с небольшим лет – в помещении было сыро.
Однажды 80-летняя прихожанка храма Сесилия Хименес по доброте душевной предложила отреставрировать фреску – после в своих интервью она уверяла, что получила на это разрешение у настоятеля. В 2010 году донья Хименес взялась за работу, которая была окончена в 2012-м.
Странно, что всё это время никто не замечал подвоха в реставрационных работах, но опомнились все только тогда, когда в Борху прибыла комиссия экспертов для осмотра фрески и составления плана по её восстановлению. Деньги на настоящую реставрацию собрала внучка художника – Тереза Мартинес. Каково же было удивление, когда вместо оригинала гости храма увидели это:
Фреска «Ecce Homo» до и после реставрации
Сесилия Хименес оправдывалась в интервью тем, что, во-первых, ей разрешили поработать над фреской. А во-вторых, она не делала это скрытно – посетители и служители храма просто не могли не видеть, как она трудится, вооружившись красками и кистью. В то же время настоятель утверждает, что ничего не знал об инициативе своей прихожанки.
Сначала, конечно, разразился скандал. Представители церкви обещали исправить неудачную реставрацию и вернуть изображению Иисуса оригинальный облик. Каково же было их удивление, когда обычные люди встали на защиту новой фрески и даже организовали сбор подписей за её сохранение.
Новость об этом быстро разлетелась по интернету, а фреска от Хименес стала мемом. Ей придумали название «Ecce Mono» («Се обезьянка»), а по-простому прозвали «Пушистый Иисус».
Самое удивительное, что теперь это главная достопримечательность Борхи. Тысячи туристов приезжают в храм Милосердия, чтобы увидеть ту самую фреску.
Фреску огородили, а за её просмотр взимают символическую плату. Узнав об этом, Сесилия Хименес предложила церкви делиться с ней полученными деньгами – ведь именно она создала творение, на которое съезжаются поглазеть туристы.
Кстати, защитники новой фрески сравнили Сесилию с Мунком, Модильяни, Пиросмани и нарекли художником-примитивистом. Кто-то предрёк ей успешную карьеру в комическом жанре. А кто-то сравнил «Пушистого Иисуса» с тем, как провёл реставрацию картины «Мать Уистлера» мистер Бин.
Вот такой неожиданной славой обернулась самая неудачная реставрация в истории.
Комментарии 4