Интересная всячина

Три буддистских истины, после которых вас «отпустит»

6 лет назад 233

Ни­каких ме­дита­ций! Толь­ко фи­лосо­фия! Вот три «бла­город­ные ис­ти­ны» буд­дизма, ко­торы­ми вы мо­жете поль­зо­вать­ся каж­дый день. И они из­ме­нят ва­шу жизнь…

Дук­кха: Жизнь — бо­лез­ненная шту­ка, и она вы­зыва­ет стра­дания

Мно­гие лю­ди на­зыва­ют буд­дизм пес­си­мис­ти­чес­кой и от­ри­цатель­ной док­три­ной. Всё из-за этой из­вес­тной дог­мы этой ре­лигии — «Жизнь есть стра­дание». Но проб­ле­ма в том, что боль­шинс­тво ев­ро­пей­цев в кор­не не­вер­но по­нима­ет это из­ре­чение. Буд­дизм на са­мом де­ле го­ворит вам: «Жизнь не очень лас­ко­ва и при­ят­на. Так что и фиг с ним».

Буд­дисты ут­вер­жда­ют, что мы ис­пы­тыва­ем боль­шую часть на­ших стра­даний из-за то­го, что пы­та­ем­ся из­бе­жать ду­шев­ных мук или по­дав­лять слож­ные эмо­ции. На­шу жизнь не­из­бежно соп­ро­вож­да­ют чувс­тво по­тери, пе­чаль, ус­та­лость, ску­ка, тре­вога. Это пос­то­ян­ные спут­ни­ки на­шей жиз­ни. И ес­ли мы пы­та­ем­ся все­го это­го из­бе­жать пу­тем по­куп­ки но­вых гад­же­тов или с по­мощью нар­ко­тиков, пу­тешес­твий, не­уме­рен­ных и бес­по­рядоч­ных по­ловых свя­зей и т. д., то это при­чиня­ет лишь еще боль­ше не­удов­летво­рен­ности, ра­зоча­рова­ния и дру­гих форм бо­ли.

Как это ис­поль­зо­вать: не по­купай­тесь на идею, буд­то вам че­го-то не хва­та­ет, для «пол­но­го кай­фа». Бо­лез­ни, ста­рение, смерть — все это часть жиз­ни. При­мите ее та­кой, ка­кая она есть, и пе­рес­тань­те мыс­лить фан­та­зи­ями. За­будь­те о том, что иде­аль­ная жизнь — это яко­бы жизнь лег­кая и без­бо­лез­ненная. Это заб­лужде­ние выз­ва­ла в нас ин­дус­трия мо­ды, раз­вле­чений и фар­ма­цев­ти­ки.

Чем быс­трее вы при­мете не­совер­шенс­тво жиз­ни, тем мень­ше ра­зоча­рова­ний вас ждет. И тем про­ще вам бу­дет от­крыть свое сер­дце не­оп­ре­делен­ности. И тем про­ще вам бу­дет «за­бить» на ежед­невный стресс и ред­кие не­уда­чи.

Анитья: Жизнь — это пос­то­ян­ное дви­жение

Анитья или «не­пос­то­янс­тво» оз­на­ча­ет, что жизнь, ка­кой мы ее зна­ем, на­ходит­ся в пос­то­ян­ном дви­жении. Мы ни­ког­да не мо­жем по­лучить дос­туп к мо­мен­ту из прош­ло­го. И не смо­жем пов­то­рить вче­раш­ний день. Нет у нас и бу­дуще­го. Оно ил­лю­зор­но.

Каж­дое ут­ро вы про­сыпа­етесь нем­но­го дру­гим, не та­ким, как бы­ли вче­ра. На­ши клет­ки от­ли­ча­ют­ся на фи­зичес­ком уров­не. В на­шей го­лове — дру­гие мыс­ли. У нас нем­но­го дру­гая тем­пе­рату­ра те­ла. Мы ды­шим нем­но­го дру­гим сос­та­вом воз­ду­ха. Все вок­руг нас ме­ня­ет­ся, хо­тя мы мо­жем это­го не за­мечать. Всег­да.

Ког­да мы чувс­тву­ем се­бя не­уют­но, чувс­тво «не­пос­то­ян­ности», как это ни стран­но, мо­жет ус­по­ка­ивать. Ес­ли мы зна­ем, что в ми­ре нет ни­чего пос­то­ян­но­го, в том чис­ле бо­ли, мы зна­ем, что все пло­хое ра­но или поз­дно за­кон­чится. Но ког­да мы ис­пы­тыва­ем ра­дость, то, ес­тес­твен­но, хо­тели бы, что­бы это сос­то­яние бы­ло с на­ми всег­да. По­это­му мы бо­им­ся этой идеи. Но пра­виль­ной дол­жно быть дру­гое умо­зак­лю­чение: раз ра­дость ско­ро прой­дет, нуж­но мак­си­маль­но сос­ре­дото­чить­ся на ней, по­лучить от нее мак­си­маль­ное удо­воль­ствие.

Ес­ли мы при­нима­ем идею не­пос­то­янс­тва жиз­ни и ее цен­ности, то это не­веро­ят­но ос­во­бож­да­ет.На За­паде, че­рез 100 лет пос­ле то­го, как эту идею вы­разил Буд­да, ее пов­то­рил Ге­рак­лит, ли­хо за­метив: «Нель­зя вой­ти в од­ну ре­ку дваж­ды». Все, что у вас на са­мом де­ле есть, — это нас­то­ящий мо­мент.

Как это ис­поль­зо­вать: праз­днуй­те из­ме­нения. Сог­ла­ситесь, что все при­выч­ное так или ина­че за­кон­чится. Все пло­хое, что ка­жет­ся жут­ким се­год­ня, ско­ро прой­дет, а все хо­рошее — ос­та­нет­ся в ва­шей па­мяти, ес­ли вы на­учи­тесь этим нас­лаждать­ся. Ва­ши от­но­шения важ­нее ту­фель, но­вый iPhone не сде­ла­ет счас­тли­вым доль­ше, чем на па­ру дней, а ра­дость об­ще­ния с деть­ми бу­дет пов­то­рять­ся каж­дый день.

Анат­ма: вы са­ми пос­то­ян­но ме­ня­етесь

Ког­да пси­хи­атр спра­шива­ет у па­ци­ен­тов, что лю­ди хо­тят по­лучить по окон­ча­нии те­рапии, то са­мый по­пуляр­ный от­вет: «Я хо­чу най­ти се­бя». На­ша куль­ту­ра при­вела нас к то­му, что мы все уве­рены, буд­то в нас есть ка­кое-то пос­то­ян­ное, ис­тинное «я». Это где-то меж­ду на­шим сер­дцем и пе­ченью или где-то в моз­гу? Кто зна­ет!

Буд­дизм, од­на­ко, ис­хо­дит из то­го, что нет ни­како­го фик­си­рован­но­го, ста­биль­но­го «я». Раз, сог­ласно пре­дыду­щему прин­ци­пу, все вок­руг ме­ня­ет­ся, то ме­ня­ем­ся и мы. На­ша лич­ность об­новля­ет­ся очень быс­тро. У нас есть те­ла, пос­то­ян­ные ра­бочие мес­та, име­на, на­ши про­фес­сии, — все, с по­мощью че­го мы се­бя иден­ти­фици­ру­ем, то есть как бы «фик­си­ру­ем».

Но глав­ное — в том, что мы не ос­та­нем­ся преж­ни­ми, ес­ли не бу­дем при­лагать преж­ние уси­лия. С дру­гой сто­роны, на­ша жизнь не из­ме­нит­ся, ес­ли мы не бу­дем каж­дый день де­лать то, что дол­жны для то­го, что­бы из­ме­нить ее.

Как это ис­поль­зо­вать: вмес­то то­го, что­бы сос­ре­дота­чивать­ся на «по­ис­ках се­бя», мы дол­жны сос­ре­дото­чить­ся на том, что­бы соз­да­вать се­бя в каж­дый мо­мент вре­мени. Нет ни­како­го на­шего «пос­то­ян­но­го» я, есть толь­ко мы в нас­то­ящий мо­мент вре­мени. И мы мо­жем в лю­бой мо­мент из­ме­нить­ся. Се­год­ня всег­да от­ли­ча­ет­ся от вче­ра. Ес­ли се­год­ня у вас деп­рессия, это не зна­чит, что она бу­дет с ва­ми всег­да. Ес­ли вы не мо­жете прос­тить дру­зей или родс­твен­ни­ков за ка­кой-то их прос­ту­пок, это не зна­чит, что вы не смо­жете прос­тить их поз­же.

Пос­ле то­го, как мы от­пуска­ем идею на­шей при­вязан­ности к не­ко­ему ста­биль­но­му «я», мы мо­жем рас­сла­бить­ся и нас­ла­дить­ся те­кущим мо­мен­том. А зав­тра ведь все рав­но все бу­дет по-дру­гому. В каж­дый но­вый мо­мент жиз­ни вы уже но­вый.

Подписаться
пост виден всем