Телевизор, компьютер и планшет для ребенка — где граница разумного?

6 лет назад 323

Сегодня уже никого не удивишь наличием у ребенка планшета  или сотового телефона :). А дома — компьютером и телевизором с выходом в интернет. Они прочно вошли в обиход среднестатистической семьи.
Часто электронные гаджеты становятся в буквальном смысле «второй няней» для малыша с раннего возраста.

Чтобы занять кроху — родители дают «на растерзание» какой-нибудь старенький айфончик. Мол, пусть играет и тешится, и ему польза, пусть развивается! И маме — передышка минимум на полчасика.

У родителей деток с трех лет и постарше планшет или телевизор становятся постоянной палочкой-выручалочкой. Пока мама занята домашними делами или отдыхает — ребенок с удовольствием смотрит мультики, загружает себе бесконечные игры в зависимости от своих предпочтений.

У мальчиков — это могут быть бесконечные гонки, стрелялки, загадочные лабиринты, различные игры на смекалку, строительство зданий, сборка машин и т.д...

У девочек — подбор  разнообразных украшений, причесок, одежды для принцев и принцесс, игра в стоматолога, хирурга и т.д.

Любимыми для многих детей является «Говорящий Том» и «Говорящая Кошка Анжела», игра в ферму, выращивание разнообразных питомцев. Дети вступают в интерактивное взаимодействие с электронными питомцами: разговаривают с ними, поют им песенки, с восторгом слушают их ответное бормотанье, гладят,  кормят, укладывают спать, устраивают гигиенические процедуры.

Сила притягательности электронных игрушек — в кажущейся развивающей среде, в которой от ребенка необходимо, чтобы тот приложил минимум усилий (как физических, так и интеллектуальных), остальное за него сделает умная компьютерная программа с красочной графикой и спецэффектами.

Насколько это хорошо? Думаю, вопрос поставлен не совсем точно. Правильнее спросить: насколько это полезно для развития?

Если вспомнить, что такое игрушка для ребенка в самом чистом виде — на нее можно дать такой простой ответ: это предмет, с помощью которого ребенок учится познавать мир во всем его многообразии, благодаря своим органам чувств.

Как возникает развитие игры?

Из психологии известно, что игра у детей проходит несколько стадий.

Все начинается с манипулятивной деятельности. Кроха знакомится с объектным миром. Он вертит игрушку, воспринимая ее всеми органами чувств: ее можно понюхать, потрясти, кинуть, попробовать на вкус, ощутить руками ее текстуру, уловить ее величину, форму, цвет, тяжесть, услышать ее звучание и таким образом малыш постигает на своем опыте все ее физические параметры.

Так развивается сенсорное и моторное восприятие, память, мышление, двигательная, эмоциональная сфера и другие важнейшие психические процессы.

Не зря игрушки для деток раннего возраста и в старшем дошкольном — сильно различаются.

А теперь вопрос.

Может ли электронная игрушка предложить малышу полноценное сенсорное и моторное развитие?

Можно ли такую игру прощупать, осязать, почувствовать ее вес, форму в трехмерном изображении? Физически смоделировать ситуацию? Проиграть сюжет, не навязанный компьютерной программой? Перенести из своего детского опыта пережитую ранее ситуацию в игру? Воплотить свой замысел?
Увы, нет.
И ребенок остается сильно ограниченным в своем познании.

Сенсорная депривация (недостаток или лишение стимуляции органов чувств) часто влечет за собой задержку развития когнитивных (познавательных) функций и эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

У кого-то плохо развита моторика, как мелкая, так и крупная, кто-то не в состоянии правильно назвать цвета предметов, кто-то не догадывается собрать пирамидку, ориентируясь на величину колец, а кто-то не может выстроить простейшую последовательность элементов, например, геометрических фигур. И таких примеров из моей практики психолога, к сожалению, встречаются часто.

Становясь старше, дети испытывают недостаток в замысле и воплощении, они не умеют проигрывать разнообразные социальные роли, так как многие электронные игры дают лишь готовый сюжет.

Простой пример: можно по готовым трафаретам нарисовать животных, но на их основе никак невозможно научиться на рисунке передать динамику: эмоциональный бег антилопы, отчаянно спасающейся от хищного гепарда...

Так где же тут граница?

Значит ли это, что планшет — это зло? Тоже нет.

Все зависит от того, какие цели и задачи стоят перед родителями и какая уже имеется база развития у ребенка. Если ваш кроха полноценно взаимодействует с реальными игрушками, ему интересно с ними и у него прослеживаются все этапы психологического развития игры — вам можно не беспокоиться. Такому ребенку планшет не будет помехой его общему развитию с учетом строго дозированного времени на компьютерную игрушку.

Но если электронный гаджет является основным в жизни ребенка — это значит, родители где-то ошиблись с границами и пора бить тревогу, спасать «планшетного наркомана» от «компьютерной иглы».

Недавно читала яркий пример такой «иглы». Орфография сохранена. Взято оттуда: https://www.stranamam.ru/post/9032245

Майнкрафт- это страшное словоЭмоции переполняют, руки трясутся, у самой сейчас начнется истерика...
начну с начала.
у меня 1 класс.
работаю, соответсвенно, в школе.
и есть ученик- мальчик, назовем его, Д.
мальчик в классе вместе с братом- двойняшкой.
проблемы у обоих... в саморегуляции, в поведенческих моментах, гиперактивность... обычные, в целом, на сегодняшний день пацаны. учатся. Д причем — очень даже умненький, способный мальчишка.
все было неплохо до нового года.

...
вышли с каникул.
я просто Д. своего не узнаю- сплошная демонстрация, сплошные истерики на уроке. работать вроде хочет, но чуть что- слезы, швыряние вещами... отказ от работы...
думаю- ладно, хорошо отдохнул, видимо. первый день в школе и все такое.

вторник.
день начался с того, что ребенок категорически отказывался заходить в класс, вообще не раздевался, стоял около кабинета в коридоре, угрюма повесив голову вниз. Брат его пояснил, что у того плохое настроение. вышла, поговорила по- хорошему, зашел-разделся- сел учиться.
сразу отмечу, что с ребенком у меня нет конфликтов, контакт хороший.
и началось... выл, сидя под столом, просто выыыыыыл, кидал вещи, рыдал, если спрашивала не его, а кого-то другого.
я была малость так в шоке... да, обидчивый был. да, мог поплакать, обидевшись. и делал это часто. с родителями разговаривала- сказали, особенность характера такая у ребенка.
а тут...
на последнем уроке все дошло до того, что — школу ненавижу, все уроды и дебилы. хочу сидеть дома, никуда не ходить и играть в майнкрафт. дословно... он орал это так, как будто у него ломка...
конечно, сразу позвонила м аме. долго разговаривали.
мама сказала- все, игру вообще удалим, с компьютером пока повременим.

среда.
что тут было...
и выл, и под партой рыдал... и по классу ходил...
начал бить одноклассников с жуткой злобой...
ненавижу, говорит, всех и вся, давайте мне майнкрафт.
ходил по школе с телефоном, пытался найти вай-фай, чтоб на телефон скачать- поставить...
опять звоню маме...
все рассказала...
пососетовала срочно искать психолога, идти к неврологу.
поговорить с сыном по душам.
и вообще- уже начать разруливать это все, по наклонной ж все покатилось...
пригласила ее в школу, посидеть на уроках.

четверг, сегодня.
блин, до сих пор трясет...
ребенок выл, катался по полу, грыз мебель!!! и требовал вернуть майнкафт.
на уроках, конечно, пыталась его всячески отвлекать, вызывала-спрашивала- хвалила.
результат- истерика- меня не спрашивают и не вызывают... меня учительница вообще не любит.
уже посадила его на колени, прижала к себе, поила водичкой, гладила по голове...
успокаивала как могла...
так он весь трясется, рыдает и орет, что жить не хочет без майнкрафта, что дома с балкона выпрыгнет... что нет ничего интересного в этой жизни...
кое-как успокоила...
пошла за руку к школьному психологу ( слава богу, была на месте).
там все тоже- меня не любят, друзей нет, в школе все плохо, один я дома одинешенек( а брат?!! а родители?! а бабушка, которая дома постоянно?!), игрушки все неинтересные, по тв нет ничего интересного... подавай майнкрафт. да, еще- боюсь, что меня украдут и убьют. все, просто абзац.
как спрашивают про игру- глаза горят и говорит-говорит-говоррит...
выяснили, что он не отрываясь играл все каникулы!!! все!!!
девочки, я ничего за 15 лет работы в школе не видела страшнеее этой ломки... это ужас. это не передать словами просто... это как наркоман без дозы...
он выдирал у одноклассника телефон из рук, чтоб поиграть. потом выл, что у него друзей нет и никто его не любит. из=за того, что ему оодноклассник не дал телефон ( одноклассник не играл, игры все удалены, хотел у дргого номер спросить- записать)
приехал папа...
весь разговор сводится на одно- верните майнкрафт.
я буду себя так вести, пока не вернете.
мне не надо ничего, пока не вернете.
рыдает, воет и весь аж крючится- вернитеееее!!!

страшно...
мне очень -очень страшно.
я, если честно, очень растеряна и не знаю, как с ним так построить школьную жизнь, чтоб снять это состояние
очень надеюсь, что родители срочно найдут хорошего психолога. потому что я тут чувствую бессильность.
да, загружаю его сегодня заданиями- помочь, раздать, помыть доску. спрашиваю чаще всех, вместе взятых... но парню-то плохо...

сыну дома сказала- чтоб я больше вообще не слышала и не видела ничего про майнкрафт. вообще. потому что тоже была попытка подсесть, аж до истерик, но, видимо, вовремя выловили и ограничили мы это дело.

А вот еще пример «компьютерной ломки» (об этом сообщили 2 года назад). Привожу «как есть»:

Как сообщает издание The Telegraph, девочка начала играть с iPad уже в трехлетнем возрасте. Ежедневно она проводила с планшетом от 2 до 4 часов (интересно, куда в это время смотрели родители?). Если iPad все-таки отбирали, симптомы 4-х летней британки начинали напоминать ломку, похожую на ту, которая бывает у алкоголиков или наркоманов, сообщает ее личный врач.

Теперь ребенку придется пройти курс «поддержки по избавлению от цифровой зависимости». Стоит он недешево — порядка 25 000 долларов. Искренне хочется верить в то, что услуга «беседа с родителями о влиянии планшетов на развитие детей дошкольного возраста» будет включена в курс лечения.

Как отмечают врачи, современные дети без проблем осваивают планшеты, компьютеры и любую другую технику чуть ли не с самого рождения. Проблема состоит еще и в том, что большинство родителей только потакают своим чадам в этом. В результате, уже в 10 — 11 лет (а иногда и раньше) ребенок становится зависимым от игр и мобильных устройств и решить проблему без медицинской помощи практически невозможно.

Спасибо, что осилили длинный текстЭто был пример сильного перекоса, ошибочно расставленных границ. По отзывам других семей — эта же самая игра (Майнкрафт), была оценена как нормальная развивающая (вот и другое мнение). Потому что те родители сумели выстроить верную позицию у своего ребенка.

Подписаться
пост виден всем