Школьные оценки - это фальшивка

6 лет назад 330
Смоделируем возможную ситуацию: представим, что преподаватель перестанет применять общепринятые способы мотивации, такие как: оценки, знаки отличия, стикеры и звездочки для младших классов. Табель успеваемости будет ликвидирован, журнал аннулирован. В общем, никаких более признаков поощрения не будет как таковых. А дети в свою очередь воспримут это очень серьезно, начнут искать стимулы внутри себя, полагаясь лишь на собственное настроение, принципы, понятия. Получается утопия. Дети учатся сами и метод «кнута и пряника» больше не нужен. Но так не бывает. Это фантастика.

На практике, если отменить оценки, никто из детей не начнет учиться лучше, если вообще начнет. Для этого существуют 3 объективные причины.


Первая причина.

Ребенок может не принять точку зрения преподавателя. Ему не понравится отсутствие устоявшейся системы оценивания, а нововведение будет оценено крайне негативно. Приняв такое решение, учитель явно не будет советоваться с ребенком. Таким образом, он покажет, что конечно решение всегда за ним. Для ребенка, по сути, не важно, какое решение примет взрослый, главное, что маленького человека об этом не спросили, нравится ему такое действие или нет. Сама суть человеческой природы будет против того, чтобы с ним проводили какие-либо действия. Радости от этого будет не много. Принимая определенное решение, учитель должен, даже обязан, учитывать мнение своих подопечных. Согласитесь, ничего страшного не случится, если посоветоваться с детьми в том или ином вопросе. Они проникнутся к вам симпатией и будут считать себя значимыми в данном событии. Для каждой возрастной категории разговор будет проходить на соответствующем уровне. Вопрос о необходимости обучения и награды за добросовестный труд очень интересует детей любого возраста.

Вторая причина.

Систему образования придется переделывать с нуля. А точнее придумывать заново. Нет никакой гарантии, что учебный процесс без поощрения вообще пойдет и будет принят учащимися. Понадобится ликвидировать все мотивирующие составляющие, а на них, как известно, построен весь процесс обучения. Параллельно будет необходимо создавать соответствующие условия для развития внутреннего мира каждого ребенка. А школьная система настроена на массы, а не на личности. Климат коллективной работы будет просто уничтожен.

Третья причина.

Ребенок уже довольно сильно привык, что все его действия, направленные на обучение поощряются. Уже сформировалась целая система: родители обещают подарки за хорошие оценки, учитель хвалит, ставить оценки, дополнительно ставит «плюсы», ребенок с радостью предоставляет результат своих стараний родителям, и получает долгожданную награду и обещание о следующем поощрении или большую награду за качество своего обучения. Замкнутый круг, но это работает. Параллельно школьник начинает понимать, что хорошо учится выгодно, и начинает делать это на автомате. С возрастом он стремится быть лучшим во всем, предполагая, что успех в учебе гарантирует успех в жизни. А если ребенка лишить этого круговорота, он может сильно обидеться и замкнуться в себе, не желая ничего делать вообще. Но у данной системы есть и отрицательная сторона: ребенок может требовать большую награду с каждым разом. Это необходимо пресекать на корню, не позволяя учащемуся диктовать свои условия. Палка о двух концах. Для многих детей оценки являются способом самоидентификации в детском обществе, способом самоутверждения, в той степени, которую понимает только ребенок.

На определенном этапе обучения без поощрения ребенок начнет задавать правильные вопросы: «А для чего это нужно знать?», «А домашнее задание будут проверять?». Школьник уже имеет зависимость от оценок, они ему нужны, чтобы оправдывать собственные действия. Если подобные вопросы начинают звучать в классе – это явный признак краха системы образования. Такими вопросами ребенок, по-прежнему, ищет поощрения, но уже от преподавателя. Он хочет понять, что будет, или чего не будет, если сделать или отказаться выполнять уроки. Маленький разум начнет понимать, что все время его просто подкупали, а если нет платы, то для чего трудится и стараться быть лучше всех? Но чем труднее отлучить школьников от золотых звезд и сладостей за хорошую учебу, тем более насущной и безотлагательной становится эта задача.

Подписаться
пост виден всем