Почему знаки препинания вызывают столько сложностей и как их преодолеть.
Чаще всего люди неправильно расставляют знаки препинания потому, что не знают три простые вещи.
Для начала ребенок должен усвоить следующее:
- знаки препинания в письменной речи имеют смысловую функцию. С их помощью мы во время письма выражаем свои мысли точно, а читатель может понять наши мысли.
- существует три группы знаков препинания. Первая группа - это знаки завершения (точка, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак), мы их ставим в конце предложения, то есть таким образом завершаем его, показываем читателю, что оно окончено. Вторая группа знаков - разделительная (тире, запятая, двоеточие, точка с запятой). Третья группа - выделительная (кавычки, скобки, два тире, две запятые).
- Знаки препинания в предложении могут показывать его окончание, разделять предложение на смысловые отрезки, выделять один смысловой отрезок внутри другого.
Таким образом уже становится понятно: разделительные знаки ставятся между смысловыми отрезками, они их разделяют, при этом такие знаки всегда одиночны. А вот выделительные всегда двойные, так как выделяют смысловой отрезок, например, это может быть вводное слово, причастные или деепричастный оборот, если они стоят в середине предложения.
Теперь, когда ребенок получил теоретический минимум, можно приступать к занятиям, которые заключаются прежде всего в анализе предложений.
Алгоритм, который поможет научиться правильно расставлять знаки препинания
- Чтение предложения, поиск грамматической основы (подлежащего и сказуемого) - их необходимо подчеркнуть.
- Определить количество грамматических основ (главных членов предложения). Если основа одна - предложение простое и следует посмотреть: нет ли однородных членов? Если есть, необходимо понять, как они связаны: союзом или без союза, а затем применить правило,то есть при необходимости поставить запятую между однородными членами.
- Если в предложении обнаружено две и более основ, то значит оно сложное. Необходимо отыскать границы частей и пронумеровать их. Далее необходимо посмотреть: есть ли союзы? Если да, то ставим запятые перед ними, а также между частями сложного предложения, которые соединяются без союза.
Это базовый алгоритм, он подходит для учеников начальной школы и детей, которые упустили эти темы ранее. Для средних и старших классов алгоритм расширяется исходя из полученных знаний: есть ли причастия и деепричастия, вводные слова, прямая речь и т.д.
Комментарии