1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. 3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной? 4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 6. Сейчас утро или вечер? День или утро? 7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? 8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 9. Кем работает твой отец, мать? 10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)? 11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом? 13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 14. Что делает почтальон, врач, учитель? 15. Зачем нужны в школе звонок или парта? 16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? 17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 18. В какое время с деревьев опадают листья? 19. Что остается на земле после дождя? 20. Каких животных ты знаешь? 21. Каких ты знаешь птиц? 22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха? 23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? 25. Хочешь ли ты идти в школу? 26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? 27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой? Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами. 1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных). 0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха. Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24. Они оцениваются следующим образом: № 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла. № 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл. № 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл. № 24 - за правильный ответ - 2 балла. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4). Результат 27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым. 23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми. 17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости. Для проверки МЫШЛЕНИЯ будущего первоклассника предлагают следующие задания: 1. Назови как можно больше черт сходства и различия: а) кошка и собака (домашние животные, хвост, уши, усы, шерсть; царапается/кусается, мяукает/лает, ловит мышей/сторожит дом и т.д.); б) пастух и корова (ноги, нос, живые, двигаются; человек/животное, говорит/мычит и т.д.); в) ворона и щука (хвост, дышат, питаются; птица/рыба, летает/плавает, каркает/молчит и т.д.). 2. Дорисуй четвертый кораблик так, чтобы сохранить закономерность (рис.3). Развитие МОТОРИКИ будущего школьника часто тестируют с помощью практического задания, например: нарисуй человечка. Критериями оценки здесь служат адекватность и аккуратность изображения (рис.4). Тесты из раздела могут звучать следующим образом. 1. Назови одним словом: Мальчик, который ходит в школу (ученик); женщина, играющая в теннис (теннисистка); человек, играющий на пианино (пианист). Если лошадка сделана из дерева, то какая она? (Деревянная.) Если у папы темные волосы, то какой он? (Темноволосый). Если сегодня идет дождь, то день какой? (Дождливый). 2. Скажи правильно. Одна варежка, а много (варежек). Один мяч, а много (мячей). Одно дерево, а много (деревьев). Кроме того, необходимо знать слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), уметь разбивать слова на слоги, различать гласные и согласные звуки и рифмовать слова (мишка - шишка). Нередко детям дают задание составить рассказ по картинке. Полезно разучить с малышом несколько коротких стихотворений и несложных скороговорок ("Хорош пирожок - внутри творожок"), потренироваться в разгадывании популярных загадок ("Сидит девица в темнице, а коса на улице"). При беседе на тему «Окружающий мир» ребенок должен знать:
названия насекомых, животных, их детенышей, повадок и среды обитания;
уметь разделять их на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные);
знать названия растений (деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов), а также о делении их на съедобные и несъедобные.
3. Тест "Найди отличия". Выявляет уровень развития наблюдательности. Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях). Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия. 4. Тест "Десять слов". Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться. Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака. Условие проведения теста - полная тишина. В начале скажите: "Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке". Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: "Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь". Перед пятым предъявлением скажите: "Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше". Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь мягко подбадривать. Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого - 8-10 (для старшего дошкольного возраста). 5. Тест "Чего не хватает?" Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память. Используются игрушки, различные предметы или картинки. Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) - до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место. 6. Тест "Четвертый - лишний". Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд. Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор. Подготовьте картинки или слова, например: изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора; кастрюля, чашка, ложка, шкаф; стол, стул, кровать, кукла. Возможные словесные варианты: собака, ветер, смерч, ураган; смелый, храбрый, решительный, злой; смеяться, сидеть, хмуриться, плакать; молоко, сыр, сало, простокваша; мел, ручка, сад, карандаш; щенок, котенок, лошадь, поросенок; тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д. Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака - лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное). 7. Тест "Классификация". Исследование логического мышления. Подготовьте наборы карточек, которые включают в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д. Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложил картинки именно так ( часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки ) Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы ("домашние животные", одежда", "еда", "овощи"т.д.) 8. Тест "Составление рассказа по картинкам". Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления. Подберите картинки из серии "рассказов в картинках", разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: "Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине." Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску. Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения. И еще... Только одного ребенка тестировать недостаточно. А Вы-то сами готовы? Пройдите-ка "Тест для родителей будущих первоклассников"Хочет ли ваш ребенок идти в школу?Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?Умеет ли он изменять существительные по числам?Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? А теперь нужно подсчитать количество утвердительных ответов, получив за каждый по одному баллу. 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы; 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий; 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Продвинутый тест для будущих первоклассников: Если же вы пребываете в полной уверенности в том, что ваш ребенок полностью готов к гимназии уже в 5 лет, а все окружение считает вас сумасшедшей, пройдите с ребенком размещенный ниже тест, который используют некоторые развивающие центры для оценки возможностей своих воспитанников и ответы на вопросы которого призваны определить, обладает ли ваше чадо всеми способностями, которые необходимы 6-7-летнему ребенку - тому самому, который идет в первый класс…
Комментарии