На заметку.
Многие
родители детей с речевыми нарушениями (особенно моторных алаликов)
сталкиваются с проблемой – ребёнок не может выучить цвета. Это связано
особенностями мышления и памяти таких деток
Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.
Объявляем
неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем
на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.
В
занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что
всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами
вместе с ним.
Предлагаем
ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок
(машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным
цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку?
Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился
грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он
красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к
примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой
замечательный красный грибок мы нарисовали.
Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!
Изучение
цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым,
синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем
можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный,
белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.
Никогда
не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку,
если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его
положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два
предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.
Я бы настоятельно не рекомендовала использовать в изучении цветов компьютерные и онлайн игры, которых сейчас в изобилии в сети.
Во-первых, ребёнку ни к чему столь раннее знакомство с компьютером.
Во-вторых,
экран монитора может искажать цвета. В-третьих, все эти игры для
ленивых родителей, ведь от живого общения больше пользы и только вы
можете познакомить малыша с окружающим миром!
Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.
Игра «Бабочки на цветке»
Вырезаем
из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого
цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим:
«Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая
летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок
сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.
Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».
Игра «Маленький строитель»
Из
цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов.
Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите:
«Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно,
по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте
цвет.
Игра «Цветная уборка»
Возьмите
корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по
дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о
ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в
корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»
Игра «Строим башню»
Используем
конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух
контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря
каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»
Игра «Принеси одежду»
Собираясь
на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша,
чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите:
«Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны».
Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному
предмету за раз, называя вещь и её цвет.
Можно
усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить:
«Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».
Игра «Все цвета радуют»
Прогуляйтесь
с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного
цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов,
например жёлтого цвета.
Игра «Светофор»
Вырежьте
из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов.
Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет,
мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной
ножке). Загорится зелёный – бегаем».
Поочерёдно
показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с
ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или
только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться
ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько
человек.
Игра «Сортируем игрушки»
Рассыпаем
на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и
т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки
определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя
и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит
будильник (поёт песенка и т. д.).
Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).
Игра «Что бывает зелёным?»
Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.
Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.
Игра «Чудо — радуга»
Берём
большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной
несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем
цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе
с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги,
маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых
бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не
обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.
И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш малыш будет в восторге!
Комментарии 1