Для ценителей роскоши и элегантности, для любителей имперской символики и античной мифологии идеально подойдет стиль ампир, или же имперский стиль. В этой статье я подробно расскажу об основных моментах и немаловажных деталях дизайна интерьера в стиле ампир, а также познакомлю вас с таким же торжественным направлением, как «русский ампир». Но перед этим предлагаю ознакомиться с его величественной историей.
Ампир зарождается во Франции во времена правления Наполеона Бонапарта – одного из самых известного и могущественного императора. Сам он является не самостоятельным стилем, а естественным продолжением классицизма с добавлением в него культуры древнего Рима – элементов воинственной атрибутики, таких, как мечи, щиты, повозки и головы львов. Практически благодаря двум лицам, удалось создать величественный стиль, который выглядит ошеломляюще по сей день.
И так, Пьер Фонтен и Шарль Персье в дальнейшем внесут огромный вклад в ампир, но пока что они просто два юноши, которые оттачивают свое мастерство во Французской мастерской. В 1787 году, Пьер Фонтен узнает о том, что во «Французской академии в Риме» освободилось место и становится ее пионером. На протяжении некоторого времени, он изучает древнеримскую архитектуру, проникается каждой ее деталью и параллельно вдохновляется. Она отличается от древнегреческой, подражая которой создавался классицизм, большей изящностью и имперским духом, вследствие, по прототипу древнеримской культуры возникнет стиль ампир.
Шарль ПерсьеС осени 1792 года, Шарль Персье оформлял здание парижской оперы и в это же время познакомился с Пьер Фонтеном. Вдвоем они сплотились под предлогом формировании нового стиля в архитектуре, более величественного и пестрого. Они оба были приверженцами древнеримского искусства, поэтому взяв за основу классицизм, добавили в него исторические и национальные элементы, пестрые цвета и еще больше декора.
Между 1802-1812 годами они работали над оформлением Луврского дворца в своем стиле, а в дальнейшем будет провозглашено, что дворец выполнен в стиле ампир. Сам император Франции - Наполеон Бонапарт восхищался их творениями и назначил их своими личными архитекторами. Ему хотелось, чтобы на смену романтическому классицизму пришел новый стиль, который будет ассоциироваться с ним – могущественным Наполеоном. К тому же ему нравилось, что в их стиле сочетается классицизм с изящными и суровыми орнаментами в виде мечей, щитов, орлов и лавровых венков - эта эмблемика будет отражать военную мощь и дух страны через архитектуру, считал Наполеон. Два архитектора застраивают страну грациозными зданиями, которые в дальнейшем будут являться гордостью страны и напоминать о правлении Наполеона Бонапарта. Однако, вскоре Шарль Персье отходит от деятельности, в связи отречения Наполеона от трона и прекращении получения заказов и обращается к орнаментальному искусству. Потом он открывает студию в школе изящных искусств и за небольшой промежуток времени завоевывает аж 18 римских премий.
После смерти Шарля Персье - 5 сентября 1838 года, Пьер Фонтен проектирует гробницу для двоих в стиле ампир. И по его желанию, он был захоронен с ним, после своей смерти 1853 года. Однако смерть основателей-не смерть для стиля. Ампир также совершенствовался и перетекал в другие направления благодаря художникам, мебельщикам и орнаменталистам.
Так, в историю ампира входит новый персонаж - Жак Луи Давид. Стоит обратить на него внимание, потому что именно он популяризирует стиль ампир в искусстве и женской моде. Давид родился 30 августа 1748 года в Париже, учился сначала в Колледже Четырёх Наций на курсе риторики, там получил ранение в лицо и из-за этого у него возникла опухоль, которая мешала речи. Вследствие чего он полностью погружается в рисование и в 1764 году идет учиться живописи к Француа Буше - художнику пишущему в стиле рококо. Но мода на рококо уступила античному стилю.
Изучая древнеримскую культуру и памятники, подобно Шарлю Персье, художник обогащает свой стиль, который в дальнейшем припишут к ампиру. Он пишет множество картин для королевства в своем холодном и мрачном, но при этом величественном стиле и выставляется в салонах с 1781 по 1789 года. Так, среди популярных выделяют: «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в мяч», и «Клятва Горациев»
«смерть Марата»«Клятва в зале для игры в мяч»Жак Луи Давид активно участвует в жизни королевства, становится депутатом и принимает участие в разработке программы по благоустройству Парижа. Так, по его решению были установлены «Кони Марли» на Площади Согласия.
«Кони Марли»После пришествие Императора Наполеона Бонапарта, Давид становится его ярым поклонником, ведь редко бывает такое, что вкусы художника так точно совпали со вкусом императора. Он пишет для него картины: Коронование императора Наполеона, Наполеон в императорском одеянии. После поражения императора в битве при Ватерлоо, Жак Луи Давид эмигрирует из страны и останавливается в Брюсселе до 29 декабря 1825, а потом умирает.
Также, стоит выделить, что в 1800 году, художник написал портрет мадам Рекамье, лежащей на кушетке в белой римской тунике с открытыми шеей и плечами. Картина произвела ажиотаж среди женщин, что породило моду на римские туники. Женщины, чтобы быть похожими на фарфоровые статуи, мочили свои платья и прилепляли их к своему телу, это привело к тому, что они не проживали дольше 30 лет и умирали от постоянных простуд.
В то время еще никогда такого не было, чтобы художник так влиял на моду. А различные кушетки кресла и стулья в помпейском стиле, изображенные на его произведениях, обретали огромную популярность, вследствие чего художник повлиял на интерьер и мебель.
Так называемый «русский» ампир получил широкую огласку в России, после того, как император Франции одержал поражение и Александр Первый лично изъял все его альбомы с изображением на них всех почетных зданий в Наполеоновском стиле. Вследствие чего, в стране начали строиться здания в стиле «русского» ампира, или как еще принято называть в стиле «позднего классицизма». Так, итальянский архитектор Карл Росси строит множество зданий в стиле ампир, такие как Михайловский дворец, здание Главного штаба, Александринский театр.
А также мебель, несколько напоминающую проекты Персье и Фонтена.
Далее, с середины 1940х по 1950х годов в России царит Сталинский ампир, который проявляется в сталинских высотках и в декоре помещений- высоких потолках и массивной деревянной мебели. Таком ампир сочетает в себе и поздний классицизм и постконструктивизм. Нередко в нем присутствуют мотивы русской народности. Здания построенные в этом стиле, к примеру Главный корпус МГУ, монументальны, величественны и роскошны.
Хоть для развития направления далось достаточно мало времени, а именно период правления Наполеона Бонапарта, оно дошло до нашего времени. Это мы можем увидеть в интерьерах квартир, которые выполнены и выполняются в стиле ампир по сей день.
Как тогда, в девятнадцатом, так и сейчас в двадцать первом веках, стилю ампир присуща палитра имперских цветов. Во все времена своего существования, интерьеры комнат заливались в цвета наполеоновского флага, а также в золотые, зеленые, коричневые и песочные оттенки, которые создавали настроение имперской военной мощи, и отражали древнеримскую и египетскую культуру.
Изучив историю Ампира, его основные принципы и то на что он фокусирует внимание, складываются представления об оформлении дизайна интерьера в данном стиле.
Полы, стены и потолок - основные элементы любого дома или квартиры. Они являются неотъемлемыми атрибутами для проживания в помещении. Сейчас мы рассмотрим основные характеристики каждого из этих элементов. И дадим рекомендации по выбору материалов для их отделки.
Полы обычно делают так, чтобы они выглядели качественно и дорого, отражая настроение ампира. Чтобы это осуществить, зачастую применяют паркет с художественной резьбой. Он является хорошим вариантом, чтобы разбавить стены с массивными шатрами сбоку, и тяжелые люстры сверху.
Другим материалом, используемым для укладки полов является мрамор. Он как никто другой передает атмосферу античности, особенно если подобрать нужный узор, как, примеру изображенный на фото, и визуально переносит в храм древнего Рима, который тоже уложен мраморной плиткой.
Для облицовки стен в комнате в стиле ампир, используют текстильные обои с присутствием в них шелка, чтобы подчеркнуть богатство интерьера, однако сейчас все больше популярным вариантом становится применение фактурных обоев.
Также вариант окрашиваний стен в уместную палитру подходит интерьеру в стиле ампир. Использование такого варианта облицовки стен, дает возможность сделать акцент на большие зеркала, оформленные в роскошную деревянную резную раму или же в металлическую раму с золотым орнаментом, которые расположены на стенах и служат в качестве декора, а также для визуального увеличения света и пространства.
На основе рассмотренной истории можно сделать вывод, что стены должны украшаться кинжалами, мечами, копьями, щитами, головами львов, фигурами великих полководцев, а также различными колесницами и щитами. Выше перечисленные элементы декора великолепно вписываются в интерьер ампира, выражая воинственность стиля.
Однако, все реже и реже используется данный способ украшения интерьера, в связи с тем, что со временем люди стали мягче и их требования в дизайне интерьера изменились, на первое место теперь выходит комфорт, а декорирование стен ограничивается использованием изящных карнизов, пилястров, фриз, колонн и канделябров, они придают интерьеру имперский шарм.
Окна в стиле ампир могут быть высокими и украшенными изящными деталями. Они в большинстве случаев имеют оформление в виде изящных колонн, декоративных лепнин и балясин. Оконные рамы зачастую изготавливают из дерева или металла и могут быть окрашены в золотые, серебряные или светлые оттенки, чтобы подчеркнуть роскошность стиля.
Также важными элементами в оформлении красивых окон в стиле ампир, являются правильно подобранные шторы.
Шторы являются подчеркивающим элементом в дизайне комнаты и важно подобрать подходящие по цвету и узору на них. Зачастую берут тяжелые шторы, выполненные из дорогих тканей, к примеру шелка или бархата. Также шторы украшают ламбрекенами, орнаментами и деталями на военную тематику. Важно, чтобы шторы были симметричны, иначе испортится общая атмосфера и комната будет выглядеть неуклюжей.
Для оформления потолков в стиле ампир, конечно же применяется лепнина – неотъемлемая часть в интерьере стиля ампир. Именно лепнина на потолке способствует воссозданию эффекта императорской комнаты. Зачастую лепнину размещают вокруг массивной люстры, тем самым делая ее на своём месте и подчеркивая. Стоит отметить, что потолок в основном отделывают в цвете слоновой кости или же каким-либо другим светлым оттенком.
Также нередко лепнину украшают золотым орнаментом, что позволяет объединить потолок и стены по цветовой гамме.
В качестве отделки потолка применяют декоративный карниз, который должен заявлять своей формой и узором на нем.
Также зачастую оформляют многоярусный потолок с выделением центра – люстры. Это создаст ощущение праздности и богатства.
Стоит учитывать общую цветовую гамму перед тем как выбрать ковер, важно чтобы он сочетался с ней. Ковер может быть, как с узором, так и без него, важно понимать, что его узоры и цвета влияют на настроение интерьера. Так, ковер с неброскими узорами успокаивает, а с яркими и выделяющимися – бодрит и придает комнате характер.
Освещение является важной часть в декорировании и обустройстве квартиры. Наличие обильного освещения обязательно в стиле ампир.
На стены часто устанавливают настенные бра, наличие как минимум двух одинаковых по дизайну светильников обеспечивает органику и прилежный вид, они выполнены из дорогого дерева или металла и украшены хрусталем, позолоченными деталями, или стеклом.
На тумбы ставят светильники также изготовленные, в основном из драгоценного металла или фарфора и задекорированные золотыми орнаментами, что отлично дополняет комнату и позволяет осветить каждую деталь интерьера.
На потолок зачастую устанавливают потолочную или подвесную роскошную люстру, выполненную, например, из бронзы или какого-либо другого металла, украшенную драгоценными металлами, стеклом, дорогим красным деревом и другим. Люстра – эта изюминка в комнате, выполненной в стиле ампир, она подчеркивает богатство интерьера.
Однако люстр, бра и настольных светильников не хватает для достаточно яркого и комфортного освещения, поэтому в современном дизайне в интерьере стиля ампир необходимо предусмотреть закарнизное освещение, встраиваемые и точечные светильники, чтобы их не было видно. Это современное решение оснастит комнату необходимым количеством света, оставаясь невидимым, что позволит сохранить антураж изящного имперского стиля.
Мебель также должна быть изящной и выражать великолепие. Со времен появления стиля ампир, мебель практически не изменилась, все также остаются востребованы в этом стиле изделия из красного дерева, украшенные мрамором, серебром, хрусталем и другими дорогими материалами.
Еще издавна, владельцы таких домов старались произвести впечатление на гостя, поэтому материалы мебели и их убранство определяли достаток хозяина.
Стулья в интерьере размещаются непосредственно рядом со столом, они могут иметь сходства в орнаменте или строении, например, иметь похожие ножки и акцентные детали, как продемонстрировано на фотографии.
Столы в стиле ампир в основном массивные, изготовленные из дерева. Ножки могут быть как прямыми с красивой резьбой, так и изогнутыми, завивающимися и украшаются деревянными статуэтками, которыми могу служить орлы, львы, сфинксы и головы божественных персонажей.
К тому же стол может украшаться золотыми или металлическими декоративными деталями, которые будут разбавлять темное дерево и древнеримскими узорами, напоминающими источник вдохновения величественного стиля.
В спальне в стиле ампир, самым главным является кровать. Обычно кровать в данном стиле представляет из себя шикарное логово императора, которое чрезмерно наполнено шикарным текстилем. Акцентной деталью в кровати в стиле ампир - это изголовье. Оно должно показать на себе весь шарм с помощью металлического орнамента или позолоченного дерева.
Диваны располагаются обычно в зале или гостиной и должны вызывать эмоции у гостей, поэтому, порой они изготавливались, на удивление, не симметричными и с фигурными ножками.
Также, как и вся мебель в интерьере стиля ампир, диваны декорируются золотыми элементами и большим количеством подушек из шикарных тканей.
Консоли и тумбы служат для декорации просторного помещения, резные ножки зачастую изогнутые и вытянутые, а также украшены. Ручки шкафчиков в основном металлические в форме колец или голов львов.
Радиаторы ограждают, чтобы они не портили вид, специальными экранами, обычно деревянными, с решетчатым узором, который лаконично смотрится не привлекает внимание. К тому же эти экраны частично или полностью перекрываются пышными ампирными шторами.
Розетки и выключатели обычно выбирают квадратные классические, чтобы они не привлекали внимание.
Однако гурманы предпочитают ретро вариант, который тоже отлично вписывается в интерьер.
Преимущественно, ванную устанавливают светлую. Можно оставить просто акриловую с золотыми ножками в виде львиных лап или же поместить ванну в заранее подготовленную зону, облицованную мрамором. Также ванны украшают величественными колоннами с золотистыми орнаментами.
Смесители часто ставятся с золотой отделкой, что подчеркивает ванну и раковину. Также приемлемы смесители в виде величественных птиц, они отлично вписываются в ванную комнату и создают акцент.
В данном стиле обычно выбирают белые или бежевые унитазы с золотой ручкой спуска воды. Таким образом они как не выделяются уместно смотрятся в интерьере.
Таким образом, можно сделать вывод, что интерьер в стиле ампир подойдет для представителей аристократического общества, для ценителей классики, элегантности и пышности. Стиль Ампир в интерьере характеризуют величественные формы и изящные линии с изобилием декоративных элементов, которые напоминают о том, что этот стиль по-настоящему имперский.
Комментарии 1