Отсутствует звук Р в речи

2 месяца назад 792

Каждый родитель ждёт с нетерпением момента, когда его малыш начнёт говорить. Однако в процессе речевого развития могут возникнуть проблемы, среди которых особое место занимает отсутствие звука Р в речи. Эта проблема вызывает множество вопросов у родителей - в каком возрасте пора начинать беспокоится? Может ли появиться сам? Если я картлю, можно ли картвить ребенка?

В этой статье мы рассмотрим особенности звука Р, объясним его последствия в речи детей и рассмотрим методы подачи звука.

Звук Р — один из самых сложных на английском языке. Чтобы возобновить заветное [Р] мышца артикуляционного воздействия, ребенок должен обладать силой, ребенок — уметь ими управлять.

[Р] относится к сонорным звукам. Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не изображают шум при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один тихий непарный звук: [Л] – [Л'], [М] – [М'], [Н] – [Н'], [Р] – [Р '], [Й]. В норме эти звуки созданы для детей 5-6 лет.

Частные особенности звука Р

  • Нарушение условий артикуляционного устройства: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушение прикуса, высокое качество нёбо.

  • Нарушение регуляции дыхания, например, испарение происходит через износ при горловом произношении. Это может произойти из-за изменения мышечного тонуса.

  • Нарушение фонематического слуха — это когда ребенок не слышит фонемы родного языка или не различает их.

  • Подражание неправильному произношению близких - ступенька принимает некорректное произношение.

Виды неправильного произношения звука Р

Нарушения при произношении звука Р и Р' называют ротацизмами:

  • Звук отсутствует;

  • Горловое произношение;

  • Боковое (слышится [рл']);

  • Носовое (слышится [нг]);

  • Одноударное;

  • Р произносится мягко, как Р';

Другой вид нарушений - параротацизмы, т.е. замена звука на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.

Если эти нарушения наблюдаются у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при этом звук не произносится искусственно). Если те же проблемы возникают после 5 лет, это повод обратиться к логопеду.

Постановка звука Р по этапам

Подготовка

Перед тем, как открыть постановку звука, важно обратить внимание на члены артикуляционного аппарата. Эффективными будут игры и упражнения артикуляционной гимнастики. Важно научить ребенка тянуть язычок к носику, «цокать» как лошадка, делать язык широким. А также акцентные действия.

Делимся эффективными упражнениями для звука Р 👇

Гармошка

Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужен наблюдатель, чтобы при открытии рта губы были фиксированы.

Грибок

Раздвиньте губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткройте рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко откройте рот. Такое явление лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как применяется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).

Лошадка

Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот и пощелкайте
кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Следите за тем, чтобы кончик языка не проворачивался внутрь, а нижняя челюсть неподвижна.

Парус

Открыть рот. Кончик языка поднять бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживайте в таком положении под счетом от 5 до 10.

Маляр

Улыбаемся и открываем рот, ставим язычок за верхние зубки;
Начинаем красить кончиком язычка потолка — твёрдое нёбо. Красим потолок от пяти до десяти секунд, затем отдыхаем и делаем еще три–пять повторений.

Чек-лист Логический артикуляции звука Р:

✅губы - полураскрыты или же уменьшают положение, необходимое для
произнесения звукового сигнала (чаще гласного);
✅зубы – разомкнуты;
✅язык - большая кончик языка поднимается вверх к бугоркам за зубами (альвеолами), напряжена, спинка языка приподнята, между ног и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним зубам;
✅голосовые связки – вибрируют, давая голос;
✅воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, проникает на напряженный кончик языка и колеблется над ним.

Постановка звука Р

Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начать необходимо с проведения мероприятий, представляющих собой своеобразную основу для проведения ремонтных работ.

На начальном этапе применяются различные движения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи и т.д.

Как только ребенок учится делать артикуляционные движения непринужденно, прижимайтесь к постановке.

Основные способы устройства:

  • По подражанию - логопед должен показать правильное положение артикуляционных органов во время произношения;

  • От опорных звуков;

  • От артикуляционного уклада;

Автоматизация звука Р

Для того чтобы подняться мог правильно произнести звук Р в словах и предложениях, необходима его автоматизация. Эту технологию следует начинать только после того, как малыш освоит чёткое произношение звука. Систематические занятия и упражнения помогают ребёнку правильно говорить Р автоматически на любых его конференциях с другими звуками.

Отсутствие звука Р в речи — распространённая проблема, но с правильным подходом и упорством её можно решить быстро и эффективно.

Вооружитесь секретами ведущих логопедов и преобразите речь вашего ребенка в домашних условиях в Онлайн академии развития детей.

Подписаться
пост виден всем