Игра престолов в Российской империи

6 лет назад 934

С двадцатилетним правлением императрицы Елизаветы Петровны связаны расцвет культуры и науки в России, открытие Московского университета и фактическая отмена смертной казни. Современники отзывались о ней как о любезной и добродушной женщине. Однако для захвата власти Елизавете пришлось проявить изрядное коварство и жестокость.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Виргилиуса Эриксена, 1757 год

Как Елизавету отстранили от трона

Елизавета была внебрачной дочерью Петра. Её мать Екатерина происходила, вероятнее всего, из простых крестьян, была захвачена русскими войсками в Швеции в качестве "военного трофея" и на момент рождения Елизаветы являлась лишь одной из любовниц русского царя.

Однако Пётр в отличие от своих современников никогда не придавал особо значения знатности рода своих приближённых. Спустя несколько лет после рождения Елизаветы, в 1712 году, Пётр женился на полюбившейся ему Екатерине. Их рождённые вне брака дочери - Елизавета и Анна - были "привенчаны" и получили официальный статус царевен.

После смерти Петра императрицей провозгласили его жену - Екатерину I (хотя на самом деле власть перешла ей лишь формально: все государственные решения принимал Верховный тайный совет, состоявший из сподвижников Петра I). В своём завещании Екатерина объявила наследником престола малолетнего внука Петра Великого (он войдёт в историю как Пётр II). Также завещание гласило, что если Пётр II скончается, не успев родить детей, власть должна перейти одной из дочерей Екатерины - Анне или Елизавете.

Когда умерла Екатерина I, на трон в соответствии с её завещанием взошёл двенадцатилетний Пётр II. Однако уже через три года он умер от оспы. По завещанию Екатерины власть должна была перейти Анне или Елизавете - однако к тому моменту об этом документе все забыли (или предпочли его проигнорировать). Верховный тайный совет в уже изменённом составе пожелал сохранить за собой всю полноту власти и в качестве марионеточной императрицы пригласил на трон племянницу Петра I - Анну Иоанновну.

Совсем скоро члены Верховного тайного совета пожалели о своём решении: Анна Иоанновна быстро избавилась от их контроля, а её правление вошло в историю России как один из самых мрачных и кровавых периодов.

Несладко в годы правления Анны Иоанновны пришлось и Елизавете: она была стеснена в средствах, подвергалась оскорблениям при дворе и вынуждена была вести себя как можно незаметнее.

После смерти Анны Иоанновны в соответствии с её завещанием императором провозгласили новорождённого дальнего родственника Пётра Великого - Иоанна Антоновича. Регентом при младенце стал знаменитый фаворит Анны Иоанновны - Эрнст Бирон.

Заговор в пользу Елизаветы

Жестокостью Анны Иоанновны и Бирона были недовольны многие - в том числе и офицеры гвардии, которые в XVIII веке имели большое влияние на политическую жизнь в России. В их среде созрел заговор против Бирона - и в 1740 году его арестовали.

Регентом при императоре-младенце стала его мать - Анна Леопольдовна.

Император Иоанн Антонович и его мать-регент Анна Леопольдовна (автор портрета неизвестен)

Если при Анне Иоанновне Елизавета находилась в полуопале, то при Анне Леопольдовне её положение улучшилось. У них сложились неплохие отношения, и дочь Петра называла регентшу не иначе как "сестрицей".

Тем не менее, вскоре до агентов властей стали доходить слухи об очередном заговоре, и нити этого заговора вели к окружению Елизаветы.

Центром протестного движения стал знаменитый Преображенский полк гвардии. Елизавета поддерживала связи с гвардейцами, устраивала для них весёлые празднества, а влиятельных офицеров щедро одаривала деньгами (в этом ей помогал французский посол Жан-Иоахим Шетарди: Франция, недовольная политикой России при Анне Леопольдовне, решила профинансировать властные амбиции Елизаветы). В движении заговорщиков корыстные мотивы смешивались с патриотическими: с одной стороны, Елизавета не скупилась на подарки и сулила ещё более щедрое вознаграждение после своего восшествия на престол; с другой стороны, многие гвардейцы и без того готовы были поддержать дочь Петра Великого, видя в ней символ освобождения России от бироновщины и от засилья немцев.

Переворот

Анне Леопольдовне сообщили о подготовке заговора, в центре которого стояла Елизавета. Агенты и советники рекомендовали правительнице немедленно арестовать мятежников. Однако молодая регентша не до конца верила донесениям и не последовала советам.

Вместо этого Анна Леопольдовна предпочла решить проблему по-своему - и не нашла ничего лучше, чем вызвать Елизавету на откровенный разговор и выложить ей все имеющиеся сведения: точные имена участников заговора, их планы и степень готовности.

Елизавета в ответ расплакалась и стала уверять, что всё это клевета её недоброжелателей; что она слишком религиозна, чтобы нарушить присягу императору Иоанну Антоновичу; и, конечно, что она никогда бы не предала свою "сестрицу". Анна Леопольдовна поверила Елизавете, и они разошлись с миром.

...В тот же день Елизавета собрала своих сторонников и объявила, что с переворотом придётся поспешить.

Уже следующей ночью - 24 ноября 1741 года - Елизавета явилась в казармы Преображенского полка, призвала гвардейцев служить ей, как когда-то её отцу, - и вместе с ними отправилась свергать власть.

Переворот совершили около 300 гвардейцев, которые на руках внесли Елизавету в царский дворец, лихо преодолевая слабое сопротивление караульных. Войдя в покои спящей Анны Леопольдовны, Елизавета разбудила её словами:

"Пора вставать, сестрица!"

Свергнутую регентшу вместе с приближёнными тут же увезли из дворца и впоследствии заточили в крепость Дюнамюнде в Риге.

Годовалого императора Иоанна Антоновича Елизавета взяла с собой в сани, ласково поиграла с ним, говорят, немного поплакала ("Малютка, ты ни в чём не виноват!") - а затем приказала и его заключить в тюрьму.

В заточении Иоанн Антонович провёл всю свою жизнь - сначала в Риге, позже в Ораниенбурге, затем в Холмогорах на севере России (где ребёнок был полностью изолирован от родителей). Наконец, в 1756 году его заключили в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости. Он погиб в возрасте 24 лет - уже в правление Екатерины II. Она отдала стражникам приказ немедленно убить арестанта в случае, если кто-то попытается силой или хитростью освободить его, - что и произошло. В 1764 году подпоручик Василий Мирович во главе группы солдат хотел освободить Иоанна Антоновича и возвести его на трон - однако закончилось всё гибелью бывшего императора и казнью мятежников.

Но вернёмся к Елизавете Петровне. Она на следующее же утро после переворота издала манифест, в котором провозгласила себя императрицей.

Считается, что перед восшествием на престол Елизавета поклялась в своё царствие не казнить ни одного человека. Если это так, то она действительно сдержала обещание: во время её правления ни одной официальной смертной казни совершено не было. Свергнутый император и его семья были лишь заключены в тюрьму. Ненавистные гвардейцам влиятельные придворные немцы - Андрей Остерман, Христофор Миних и Рейнгольд Лёвенвольде - были приговорены к смерти, но тут же помилованы императрицей и отправлены в ссылку.

Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник Шарль ван Лоо, 1760 год

20 лет правления Елизаветы Петровны ознаменовались относительной стабильностью внутриполитической жизни. При ней открывались новые учебные заведения, строились великолепные дворцы, поддерживались научные исследования и экспедиции. При ней Россия фактически победила в Русско-шведской войне 1741-1743 годов. Кроме того, Елизавета вместе с союзниками почти довела до победы Семилетнюю войну (1756-1763) против коалиции во главе с Пруссией. Русские войска успешно продвигались вперёд и в 1760 году даже ненадолго захватили Берлин. Прусский король Фридрих II уже был убеждён в неминуемом поражении.

Однако в 1761 году Елизавета Петровна неожиданно скончалась.

Её племянник Пётр III, вступивший на престол, был большим почитателем прусского короля - настолько, что сразу же после воцарения вернул Пруссии все отвоеванные у неё земли, заключил с Фридрихом сепаратный мир и даже предоставил ему небольшую часть русских войск для войны со вчерашними союзниками России. Фридрих II впоследствии будет называть внезапную смерть Елизаветы "чудом Бранденбургского дома".

Впрочем, Пётр III недолго пробудет у власти - уже в 1762 году его свергнет собственная жена - Екатерина II.

источник https://zen.yandex.ru/media/virmagnus/igra-prestolov-v-rossiiskoi-imperii-5a6cdacb8c8be3d2b463b90f

Подписаться
пост виден всем