Герои ВОВ. Гео́ргий Фёдорович Синяко́в

6 лет назад 2236


Гео́ргий Фёдорович Синяко́в.  Родился 19 апреля 1903,  в  селе  Петровское, Воронежская губерния . Советский хирург, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РСФСР, участник Великой Отечественной войны, спасший в концлагере в Кюстрине (Польша) сотни пленных: будучи членом лагерного подполья, оформлял в госпитале концлагеря документы на них как на умерших и организовывал побеги.



   Окончивший Воронежский медуниверситет Георгий Синяков ушёл на Юго-Западный фронт на второй день войны. Во время боёв за Киев врач до последней секунды оказывал помощь попавшим в окружение раненым солдатам, пока гитлеровцы не заставили его бросить это «ненужное занятие». Попав в плен, молодой врач прошёл два концлагеря, Борисполь и Дарницу, пока не оказался в Кюстринском концентрационном лагере.

Сюда гнали военнопленных из всех европейских государств. Но тяжелее всего приходилось русским, которых никто не лечил. Люди умирали от голода, измождения, простуды и ран. Весть о том, что в лагере оказался врач, быстро облетела немцев. Решено было устроить русскому доктору экзамен — он, голодный и босой, несколько часов подряд делал резекцию желудка. Экзаменовать молодого русского приставили нескольких военнопленных докторов из европейских стран. У ассистентов Синякова дрожали руки, а Георгий так спокойно и чётко выполнял необходимые манипуляции, что даже у немцев пропала тяга устраивать впредь испытания специалисту. Хотя кто-то из них до этого язвил, что самый лучший хирург из СССР не стоит немецкого санитара.

Колона советских военнопленных. 1941 г.
.......................................................................................................................................

    Весть о гениальном враче разошлась далеко за пределы концлагеря. Немцы стали привозить своих родных и знакомых в особо крайних случаях к пленному русскому. Однажды Синяков оперировал немецкого мальчика, подавившегося костью. Когда ребёнок пришёл в себя, заплаканная жена «истинного арийца» поцеловала руку пленному русскому и встала перед ним на колени. После этого Синякову был назначен дополнительный паёк, а также стали положены некоторые льготы, типа свободного передвижения по территории концлагеря, огороженного тремя рядами сетки с железной проволокой. Врач же частью своего усиленного пайка с первого дня делился с ранеными: обменивал сало на хлеб и картошку, которой можно было накормить большее число заключённых.



     А потом Георгий возглавил подпольный комитет. Вместе с немецким переводчиком, капралом Гельмутом Чахером, сочувствовавшим русским, помог множеству пленных сбежать: Чахер, хорошо знающий местность, разрабатывал маршрут побега из Кюстрина, рисовал карту, которая вручалась вместе с часами и компасом тем, кто решился на побег. Чаще всего Георгий Фёдорович использовал имитацию смерти: он научил больных притворяться умершими, констатировал смерть, «труп» вывозили с другими действительно умершими и сбрасывали в ров неподалёку, где пленный «воскресал»

Советские военнопленные в лагерном бараке. 1941 г.
.......................................................................................................................................

    В январе 1945 года, когда советские войска уже приближались к лагерю, он был расформирован: узников разделили на три части — одних погрузили в эшелоны для отправки в Германию, других погнали пешком через замёрзший Одер, а третью группу численностью около 3000 больных и раненых, оставили в лагере, где их должны были уничтожить солдаты СС. Синяков через переводчика убедил солдат не уничтожать пленных, и лагерь был оставлен без единого выстрела. Вскоре в лагерь вошли советские танки и Синяков организовал в лагере полевой госпиталь, за несколько суток прооперировав более семидесяти танкистов

Победу встретил в Берлине, расписался на здании Рейхстага.

После окончания войны продолжил служить до 1946 года, когда был демобилизован и переехал на постоянное место жительства в Челябинск, где жил до конца своих дней. С 1946 по 1972 годы — заведующий хирургическим отделением МСЧ ЧТЗ (ныне клиническая горбольница № 8), затем до 1974 года — ассистент кафедры факультетской хирургии в Челябинском государственном медицинском институте. В 1961 году был избран депутатом городского Совета.

   В 1961 году в «Литературной газете» вышел очерк об Анне Александровне Егоровой под заголовком «Егорушка», в котором она рассказала о подвиге «русского доктора», и спасённые Георгием Синяковым лётчики нашли его и пригласили в Москву. Туда же прибыли сотни других спасённых им бывших узников Кюстрина. По некоторым данным, после интервью Егоровой Синякова пытались представить к государственным наградам (в том числе к званию Героя Советского Союза), но из-за пленного прошлого этого не произошло.

  Умер Георгий Фёдорович 7 февраля 1978 года, похоронен на Успенском кладбище г. Челябинска

Подписаться
пост виден всем