Я просил у ясеня

6 лет назад 788

Из всех песен, звучащих в фильме «Ирония судьбы, или с Легким паром», композиция «Я спросил у ясеня» производит впечатление наиболее слабой в плане текста. Она выглядит несуразно рядом с произведениями на стихи Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. В сравнении с ней даже незамысловатая  «Если у вас нету тети»  и житейски простая  «На Тихорецкую состав отправится…» кажутся глубокомысленными философскими размышлениями о смысле бытия. 

Не согласны? Тогда вспомните, какая песня из мелодраммы Э. Рязанова породила наибольшее количество народных шуток и эстрадных пародий. Конечно, «Я спросил у ясеня» с ее нелепым сюжетом и вызывающими недоумение словами.

Кто сочинил «Я спросил у ясеня»

А дело в том, что написал ее автор, которого при всем желании нельзя поставить в один ряд с вышеупомянутыми поэтами. Речь идет о советском драматурге и писателе Владимире Киршоне, клепавшем пролетарские пьесы и агитационные песни в двадцатых – тридцатых годах прошлого века.

Об их уровне можно судить уже по названиям: «Рельсы гудят», «Чудесный сплав», «Хлеб» и так далее. Несмотря на очевидную убогость произведений, их были вынуждены ставить ведущие театры страны.

Помимо творческой деятельности, Владимир Михайлович яростно боролся буржуазными проявлениями в советской литературе. Он писал доносы Сталину, выступал с обличительными речами на партийных собраниях, а критику своих произведений считал травлей. От его активности пострадали Михаил Булгаков, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Михаил Пришвин и другие известные писатели.

В 1937 году Киршона сожрала система, которой он так преданно служил. Его назвали троцкистом, выгнали из Союза писателей, арестовали и вскоре расстреляли. В пятидесятые годы Владимира Михайловича реабилитировали и даже издали сборник его пьес. Их даже пытались ставить отдельные режиссеры, но, по очевидным причинам, успеха спектакли не имели.

История песни «Я спросил у ясеня»

Киршон сочинил обсуждаемую композицию для своей комедии «День рождения», которая шла на сцене театра Вахтангова. Музыку написал Тихон Хренников. Ее первыми исполнителями были артисты Щукин и Кольцов.

Хренников позже вспоминал:

Ноты этой песенки у меня не сохранились, — рассказал Хренников. — Может, где-то в архиве Вахтанговского театра они есть? У меня было повеселей, чем у Таривердиева. Там это была ироническая песня…

Чем она запала в душу Эльдару Рязанову, сказать сложно. Говорят, он давно хотел использовать ее в каком-нибудь фильме, но место для нее нашлось лишь в «Иронии судьбы». Новую музыку сочинил Микаэл Таривердиев, а спел композицию Сергей Никитин.

источник

Подписаться
пост виден всем