Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу, кто ты: согласно одному из исследований, некоторые категории поклонников телешоу отличаются более высокими стандартами нравственности. Разбираемся вместе с обозревателем Big Think Аной Санду, что такое «этика заботы» и «этика справедливости», чем отличаются друг от друга поклонники информационных программ и любители художественных фильмов и сериалов и что нам дает возможность представлять себя на месте вымышленных персонажей.
Влияет ли ваш выбор ТВ-шоу на то, насколько вы добры по отношению к другим людям? Новое исследование рассматривает влияние различных телевизионных программ на моральное воображение людей и показывает, как разные типы зрителей размышляют о вопросах этики и морали. Философ из США Ричард Рорти высказал предположение, что мы развиваемся не тогда, когда изучаем теории и усваиваем правила, а когда представляем себя на месте вымышленных литературных героев. Мы представляем себя в разных ситуациях, ставя себя на место других людей, перебираем разные сценарии и в результате становимся дружелюбнее к окружающим в реальной жизни. Но действует ли эта теория в отношении телешоу?
Исследователи разделили телевизионный контент на две группы: тот, в котором доминирует так называемая «этика справедливости», и тот, где преобладает «этика заботы». В основе первой лежат строгие правила и принципы, вторая в большей степени связана с конкретными обстоятельствами и чувствами участников. Человек, сделавший выбор в пользу «этики заботы», склонен принимать правило «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой» и применять его к каждой ситуации, с которой он сталкивается. При этом он больше уделяет внимания контексту событий, прежде чем дает им моральную оценку.
По данным исследования, документальные фильмы, выпуски новостей, информационные программы транслируют «этику справедливости», в то время как сериалы, драмы и другие истории с вымышленным сюжетом основываются на «этике заботы».
Телезрителей также можно разделить на три группы в зависимости от предпочтений:
Представители первой категории придерживаются самых строгих моральных принципов. Они оценивают каждое своё решение с точки зрения последствий для окружающих, всегда помнят о том, что у любого конфликта две стороны, и знают о сложности человеческой натуры. Что касается морального содержания, «искатели информации», как правило, больше размышляют об «этике справедливости» относительно ситуаций, в которые вовлечены мужчины, в то время как любители художественных фильмов и развлекательных шоу склонны размышлять об «этике заботы» в историях с участием женских персонажей.
Представители третьей категории гораздо реже мыслят высокими категориями морали, зато наиболее подвержены воздействию женщин-агентов морали.
Удивительный парадокс: чем чаще мы видим на экране женщин-проводников морали, тем меньше мы размышляем о вопросах этики.
Другие интересные находки исследователей: представительницы прекрасного пола склонны рефлексировать больше, чем мужчины, и они лучше разбираются в людях (как и фанаты художественных произведений).
Разнообразие программ также играет свою роль. Чем больше передач, затрагивающих вопросы этики, мы смотрим, тем более активными поборниками нравственности мы становимся.
Трудно поверить, но, читая книги или занимаясь просмотром передач, мы оказываемся в привилегированном положении: мы наблюдаем за людьми, которые вступают в борьбу и оказываются в сложных ситуациях, и оцениваем их поведение. Сопереживая воображаемым персонажам и решая для себя, что они должны и не должны делать, мы экспериментируем со сложными моральными сценариями, избегая последствий этих экспериментов в реальной жизни.
Когда представители университета Erasmus (Нидерланды) Тони Крижнен и Марк Вербурд изучали разные виды морального содержания телевизионного контента, они исходили именно из такого взгляда на моральное воображение. Ученые составили выборку из пятисот телезрителей в возрасте от 12 до 98 лет и задали им вопросы о ТВ-предпочтениях и их взглядах на мораль. Крижнен и Вербурд расставили жанры в определённом порядке: от новостей и документалистики до ситкомов и драматических кинолент. Также они разделили телевизионный контент на две группы: к одной относились те шоу, которые отражают реальность, к другой те, в которых представлены воображаемые миры.
Известные философы (среди них Ричард Рорти и Марта Нуссбаум) много писали о художественной литературе и о том, как глубокий эмоциональный опыт, который она нам дает, развивает в нас эмпатию и создаёт из нас лучшие версии себя самих. Однако в этом исследовании главная роль отводится фактору разума, а не чувств. Вспомним, что «искатели информации» склонны к рефлексии. Значит, когнитивный аспект важнее эмоционального.
Другой вывод: телешоу заставляют нас сопереживать героям меньше, чем литературные произведения. Влияние этих двух категорий контента также неодинаково. Вероятно, это происходит потому, что чтение требует больше времени и больше усилий. К тому же герои литературных произведений обычно обладают целостным и сложным для изучения характером.
Чтобы сделать вывод о различиях между чтением и просмотром шоу, нам нужно провести ещё немало исследований. Но уже сейчас мы можем спросить себя: «Что я сейчас смотрю? Сделает ли меня лучше эта программа?»
опубликовано econet.ru.
Комментарии 1