Первые впечатления, которые охватывают всякого входящего в ювелирный салон – это восхищение и восторг. Карнавал сверкающего великолепия, фестиваль красок и форм, праздник души и тела – вот как ощущается рассматривание витрин с ювелирными изделиями неравнодушным к прекрасному человеком.
Оспаривать силу эстетического воздействия украшений из золота, серебра и других благородных металлов со вставками из драгоценных камней – бессмысленно. Однако покупая ювелирную продукцию, следует осознавать: перед вами товар, продавец преследует свои интересы; все неприятности, свойственные любой розничной торговле, в равной мере присущи и ювелирной торговле.
Неискушенный покупатель улыбнется: разве есть у ювелирных изделий срок годности? Разве не ценим мы золотые и серебряные украшения прошлых веков изготовления? Золото – ведь не портится?
Чистое золото не портится. Да и высокопробные золотосодержащие сплавы переносят течение времени безо всякого для себя ущерба. Однако обручальные кольца из золота 375-й пробы весьма чувствительны к витринному безделью. Нагреваемые тепловым излучением галогенных светильников (спектр которых в наибольшей степени похож на солнечный), они покрываются патиной.
Темно-рыжий слой на поверхности изделия не делает золотые кольца красивее, и продавцы время от времени вынуждены полировать продукцию, не нашедшую покупателя, с применением чистящих средств. Достаточно небольшого небрежения, и первозданное сияние, столь желанное для юных супружеских пар, исчезает...
Серебро – еще менее стойкий материал, чем золото низкой пробы. Правда, темный налет времени на серебряных украшениях редко возникает из-за задержки со сбытом: относительно недорогое, серебро быстро находит своего покупателя. Тем не менее, обнаружить на прилавке ювелирного магазина потемневшее серебро нетрудно. Особенно, если торговое предприятие поддерживает отношения с поставщиками не самого качественного товара.
Дело в том, что производственники, стремясь добиться максимально снижения себестоимости продукции, частенько используют лигатуры (металлы, используемые при составлении серебряных сплавов), склонные к быстрому окислению. Три месяца – и само по себе темнеет колечко из серебра 925-й (довольно высокой) пробы, если лигатурой послужила некачественная медь. Еще более ускоряет процесс потемнения серебра добавка в сплав цинка. Однако даже безупречно выплавленный благородный металл темнеет под воздействием агрессивных веществ, нередко присутствующих в воздухе...
От яркого света. Не все, конечно. Но голубой топаз (к примеру), хорошенько отлежавшись на солнце или в лучах яркого искусственного освещения, может обзавестись поблекшими участками. Незаметные с первого взгляда, цветовые проплешины обязательно испортят настроение покупателю, решившему продемонстрировать игру бликов в камне своим близким.
Было бы полезно привести список минералов, страдающих от воздействия избытка света – но сделать этого, к сожалению, невозможно. Причина в том, что у всякого минерала имеется масса разновидностей, вариаций состава, цвета, оптических свойств. Гораздо надежней беречь от переизбытка света (особенно солнечного) ВСЕ самоцветные камни, потому что изменение внешнего вида (так называемый «загар»), провоцируемое пребыванием на солнцепеке, свойственно всем без исключения горным породам – хотя и в разной степени.
Тепло (скорее жар) – не меньший враг драгоценностей, чем свет. Нахождение камня в фокусе рефлектора галогенного источника света, расположенного под витринным стеклом, запросто может привести к разогреву изделия до температуры в 100˚С и больше. В таких условиях некоторые вставки блекнут, некоторые – меняют цвет, прозрачность; утрачивают декоративность.
Строго говоря, оптимумом для ювелирной торговли являются витрины, лучшие образцы которых сконструированы в конце ΧΙΧ века. Черный (или почти черный) бархат прилавков, яркий рассеянный наружный свет матовых ламп, обязательная прохлада и подчеркнуто бережное отношение персонала к товару – вот главные признаки ювелирной торговли, организованной разумно и грамотно.
«Кадры решают все». Таки да, решают. Индия – мировой чемпион по количеству ювелирных украшений на душу населения – разрешает посетительницам магазинов драгоценностей проводить там весь день. Даже если у посетительницы нет намерения приобрести то или иное изделие сейчас, с ней будет нянчиться продавец или его помощник. Примерка, оценка, выбор другого предмета – и снова примерка с извечными женскими сомнениями и колебаниями. И никакого недовольства со стороны работников – скорее наоборот.
Наши реалии иные. Вам нравится вот это, это и еще вот это? А вот еще я достану с голубенькими камушками – вы померьте, не стесняйтесь! – и продавщица набирает изделия в жменю, вываливает на стекло грудой, а после пальцем расталкивает кольца в разные стороны – чтоб нитки ярлыков не путались. Между тем, одни камни весьма чувствительны к воздействию своих минеральных собратьев – а другие наоборот, царапают острыми гранями все, к чему прикасаются. Можно ли в таких условиях рассчитывать на приобретение безупречного во всех отношениях изделия? Нет, конечно.
Торговля – не единственная «обитель зла», вредящего покупателю ювелирных изделий. Прихватите с собой часовую лупу с десятикратным (можно и больше) увеличением, если собираетесь купить бриллианты, изумруды, рубины или любые другие по-настоящему дорогие камни. Не постесняйтесь рассмотреть нижнюю часть самоцвета: быть может, ручная огранка пошла неудачно, и незадачливый мастер сместил вершину павильона, грани его сточил несимметрично, а рундист и вовсе «украсил» сколами и затесами. Такой камень в любом ракурсе даст ассиметричный отсвет бликов, а его ущербная игра света вызовет недоумение у любого знатока драгоценностей.
Высокое качество обработки недоступных внешнему обзору частей ювелирного изделия – непременная опция украшения, сделанного на совесть и оцененного по справедливости. Однако нерадивые ювелиры порой не удосуживаются даже очистить изнанку перстня или броши от литьевого состава – не говоря уж об удалении облоев, заусенцев, шероховатостей. Неаккуратно выполненное изделие не имеет права на высокую цену!
Технология изготовления золотых украшений разная. Соблазн же продать простенькое изделие по цене замысловатого – одинаково велик всегда. Литое кольцо с небольшим одиночным камнем не слишком трудоемко – даже с учетом операции родирования, применяемой к белому золоту. Однако в продаже подобное изделие может иметь стоимость, максимальную для изделий подобной массы. Объяснения о дороговизне родия, благородного металла платиновой группы, бессмысленны: даже выполняемое на заказ, родирование стоит два-три доллара.
Нередко завышение розничной цены продавец объясняет высокой стоимостью ограненного камня. Зная вес и цену драгоценного металла, нетрудно высчитать, какая часть стоимости приходится на вставку. И если скромный топаз, бледноватый аметист, не самой насыщенной окраски цитрин, прозрачный кварц оценены так, что даже бриллианты завидуют – стоит ли совершать покупки в этом магазине?
Хорошим показателем уровня торговой наценки в магазине является размер скидок. С одной стороны, привлекательно выглядит объявление о снижении розничной цены на 30, 50 или даже 70%. С другой стороны, какова же первоначальная наценка, если собственник позволяет себе снижать цены так сильно?
Важным аспектом снижения цен на готовые изделия остается уровень стоимости золота. Ни при каких условиях он не может быть ниже уровня биржевой стоимости! Но если все-таки невероятный дисконт имеет место – золото ли продается в этом магазине?
Торговые предприятия, расположенные на арендованных площадях в строениях самой престижной части города, зачастую вынуждены продавать ювелирный ширпотреб по цене модельной продукции. Помните об этом, заходя в салон с громким именем, яркой рекламой и несказанно удобным местоположением.
Самые качественные изделия из серебра и золота, вы можете приобрести в этих закупках
Проверено выкупами!
Комментарии