Слухоречевая память: как и зачем развивать. Раздача
Уф, как же давно в моих черновиках лежит этот пост! Начала его еще до нашего отпуска. Не прошло и года, как закончила... ))) А ведь так хотелось поскорей поделиться очередной находкой.
Игры по развитию памяти по-прежнему занимают свое место в наших занятиях. На мой взгляд, в методике Шичиды дана оптимальная подборка упражнений на тренировку памяти: Memory Grid, Linking, Photo. Но есть еще один важный для человека вид запоминания - слухоречевой.
Слухоречевое запоминание нужно человеку не просто ежедневно, а буквально ежеминутно.
Memory Grid, Linking и Photo (кстати, очень здорово про шичидовские упражнения написала чудесная Ольга: ЗДЕСЬ) направлены на тренировку: зрительной и фотографической (ее тоже можно отнести к разряду зрительной) памяти. Они очень важны для успешной учебы в школе, университете, да и просто по жизни здорово, когда отлично умеешь запоминать глазами. Но ведь это только один канал нашего восприятия... А еще есть: уши - слух, нос - обоняние, кожа - тактильное восприятие... Огромный процент информации мы воспринимаем на слух, то есть фиксируя чужую речь. И в школе, и в университете слушать придется много... Почву для успешного обучения можно подготовить уже сейчас.
Небольшая глава, посвященная развитию слухоречевой памяти, есть в простенькой брошюре "Играть с ребенком. Как?" авторов: Титова, Фролова, Винникова. Книга вот такая, я ее брала в библиотеке.
Мне понравилось определение памяти, которое дается в книге:
"Память - это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении".
Точнее не скажешь. При запоминании информация образуется и закрепляется в нервных клетках коры головного мозга в виде нервных импульсов. Так образуется памятный след - энграмма. У каждого из нас много энграмм, некоторые из них хранятся всю жизнь. НО самое главное уметь извлечь энграмму из недр памяти в нужное время в нужном месте. Тут вспоминается Шерлок Холмс с его подходом: не пихать в голову всю подряд информацию, иначе отыскать в этом хламе необходимое не получится
У всех нас не раз были мучительные попытки что-то воскресить в памяти. Порой безуспешные. Но, на самом деле, любой человек может легко и просто извлекать из памяти нужную энграмму. Вопреки мнению Холмса. Как? Для этого существуют различные тренинги. В том числе тренинги, направленные на слухоречевое запоминание.
Мне думается, что развитие слуховой памяти начинается уже в играх с"шумелочками". У нас они давно. И по-прежнему любимы. Правда, достаем мы их сейчас не часто. В комплекте: фасоль, гречка, рис, горох, вода, монеты, спички, скрепки, силовые кнопки, морская галька, сахар. Хранятся в контейнерах от "киндер-сюрпризов". Игровое поле могу выслать желающим на электронную почту. Оно у нас вот такое.
Хорошее упражнение для слуховой памяти - звуковое лото. Кроме самодельных комплектов у нас есть игра "BimBom" от Granna. Когда-то я хотела сделать сама что-то подобное или распечатать из инета сканы, но, в итоге, решила, что проще купить. Несколько вариантов лото есть в моем дневничке ЗДЕСЬ.
А теперь про игры, которые направлены на развитие чисто слухоречевой памяти. Они очень удобные. Потому что не требуют специальной подготовки и времени. Играть можно на прогулке, в очереди, в транспорте. Особенно эти игры полюбились нашему папе, он ведь точно не будет готовить материалы к занятию))) Вот примеры игр, я их взяла из книги, но придумать можно любые ситуации, они все однотипны по сути своей:
1. Игра "За покупками". Предлагаем ребенку сюжет, например, такой: "Представь, что идешь в магазин. Я назову тебе список товаров, которые надо купить. Смотри, не забудь!"
Перечисляем именования. Когда ребенок "пришел из магазина", он перечисляет покупки. Для первого раза вполне хватит и трех, потом добавляем.
Аня запоминает по-разному от 5 до 8 наименований. Иногда воспроизводит их не в той последовательности. Но, мне кажется, это хорошо, видно, что память работает.
2. "Путешествие". Представим, что мы отправляемся в далекое путешествие. "У тебя много друзей. Когда ты вернешься, они будут рады получить подарки. Кому ты подаришь... (далее перечисляются подарки)". Ребенок называет получателя. После этого объявляем: "Путешествие закончилось. Мы вернулись. Кого ты навестишь первым? Что ему подаришь?" Для малышей разыгрывать этот сюжет удобней всего с игрушками: зайка, мишка, кукла...
Перечисляем всех друзей-игрушек, вспоминаем, кому и что дарим.
Авторы предлагают еще и изменить сюжет игры: не просто какой подарок, а откуда. Можно путешествовать по разным странам, материкам, городам.
3. "Кто пришел в гости?" В этой игре тренировка слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Для игры понадобятся карточки с портретами людей разной внешности. Вместе с ребенком рассматриваем несколько портретов, начать можно с двух-трех, даем им имена, проговариваем детали внешности и одежды. Затем загадываем ребенку, кто придет в гости первым, карточку убираем, и описываем вслух загаданный портрет.
Можно усложнить: придумать, какие блюда, напитки любят гости.
Мы в такую игру еще не играли.
Вот, в принципе, и всё. Еще авторы методики предлагают классическую игру Memory как один из вариантов развития слухоречевой памяти. Что ж... Очень может быть. Грань размыта, как впрочем, частенько бывает.
А у вас появились новенькие игры на развитие памяти? Поделитесь?
Комментарии 2