Какое-то время в народе говорилось, что Дед Мороз – это очень злое языческого божество. В конце 1920х – начале 1930х эту идею активно распространяли с целью борьбы с религиозными годовщинами (в конце 1930-х годов празднование Нового года было разрешено). Советское молодое государство старалось искоренить празднование Рождества и Нового года. Тогда же считали, что Дед Мороз не кто иной, как дух елки, ей надо приносить жертвы, развешивая их на ветвях хвойного дерева. Именно поэтому, как пишет Николай Амосов в своем выступлении «Против рождественской елки», появилось убеждение, что рядом с елкой надо поставить фигурку Деда Мороза.
Другие исследователи полагают, что никаких Дедов Морозов вообще не было. По их мнению, не было даже духа, отвечающего за мороз и холод, о чем можно прочесть в некоторых источниках, в том числе, что Дед Мороз был божеством, ответственным за появление пробирающего до костей холода. Его отец – сам бог Велес, а мать – богиня смерти Мара. Считали, что сильная стужа – это дыхание Деда Мороза, сосульки – его слезы, а иней – замерзшие слова. Действительно, в XIX веке в сказках появляется Морозко и олицетворяет собой зиму.
Лишь отчасти! Известно, что прототипом всех известных вариаций Деда Мороза является Николай Чудотворец - один из самых популярных святых в христианстве. Каждый год, 19 декабря – День Святого Николая, появился обычай накануне Дня святого Николая просить у него подарки. Как правило, дети писали на бумажках свои желания и оставляли их в ботинках или в носках.
Затем голландцы привезли добрую легенду о Святом Николае в Америку, где в результате этого в середине XIX века стал формироваться образ современного Санта-Клауса. В России же вместо Санты вошел образ Деда Мороза. В 1840 году русский писатель Одоевский создал сборник «Сказки дедушки Иринея», куда была включена сказка «Мороз Иванович». В ней появился образ доброго волшебника, который живет в ледяном доме на перине из снега. Это предтеча современного дедушки Мороза.
Таким образом, пути Санты и Деда Мороза, конечно, пересекаются и имеют одни корни, однако это не один и тот же персонаж.
Обязательное празднование Нового года было введено еще Петром Великим в 1700 году. Тогда же придерживаются традиции обязательных посещений Деда Мороза каждого дома, где есть дети. Однако в те времена Дед Мороз не был таким же добрым и всепрощающим, как сейчас. Он приносил и дарил подарки только тем детям, которые были умными и послушными. Если же ребенок вел себя плохо, не учился и хулиганил, то Дед Мороз мог поколоть его палкой. Через какое-то время главный символ Нового года стал мягче и добрее, а вместо палки стал брать с собой посох, который считали волшебным.
В некоторых славянских фольклорных преданиях говорится, что у Деда Мороза есть жена – суровая и злая Ледяная Баба. Поскольку и сам дедушка Мороз имел зловещее амплуа, то и жена у него под стать: она устраивала гололедицу и кошмарила людей, пока муж создавал стужу и трескучий мороз.
В конце XIX – начале XX годов с Дедом Морозом стал ассоциироваться образ Снегурочки, юной девушки, младшей по возрасту своего спутника на 33 года. Ее стали описывать как внучку или дочку Деда Мороза.
Деду Морозу больше двух тысяч лет. За все это время волшебник очень много работал: собственноручно готовил подарки детям, потом их самостоятельно развозил каждому ребенку, то есть, можно сказать, всю жизнь работал курьером, а также он выслушивал бесчисленное количество стихотворений, читал много писем. За такой самоотверженный и великий труд, конечно же, следует награда. Именно поэтому Пенсионный фонд России присвоил Деду Морозу звание ветерана труда. Правда, сказочного труда!
Все дело в обязательном дарообмене, который является древнейшей традицией во всем мире. Так, кубинские детишки оставляли под креслами стаканы с водой, чтобы лошадь Волхвов могла попить, то есть этот своеобразный знак гостеприимства и способ задобрить гостя. В Голландии Святому Николаю оставляли еду у камина. На русском Севере еще в XIX веке девушки подавали блюдце с молоком для домового, чтобы он присматривал за домом. Если у пастухов убежала корова в лес, то на опушке клали кусочек хлеба с солью – но не для того, чтобы приманить корову, а для лешего, который мог бы вернуть ее хозяевам.
Чтение стихотворения и примерное поведение в обмен на подарок от Деда Мороза можно объяснить таким же образом.
В современных реалиях такие «дары» для новогоднего волшебника приобрели иной смысл: рассказывая стишок Деду Морозу и Снегурочке, даже если он очень стесняется, то он все равно очень хочет пообщаться со сказочными героями. А если он хорошо выучил стих и рассказал его, то это обязательно повлияет на его чувство уверенности в себе. Также элементы развивают память, регулируют кругозор и открывают перед малышами двери в жанр поэзии, что формирует общий уровень культуры.
И хотя взрослые знают, что никакого Деда Мороза не существует, а многие вообще спорят, стоит ли развивать у своих детей веру в старика с белой длинной бородой, который раздает подарки в новогоднюю ночь, все-таки есть несколько доказательств в пользу поддержания ожидания чуда. Во-первых, это развивает у ребенка воображение и способствует развитию творческих способностей. Обсуждая с родителями, где живет дедушка Мороз, сам ли он делает подарки, куда пропадает на оставшийся год, ребенок учится фантазировать. Не нужно считать, что таким образом ребенок учится жить во лжи – сказки, ведь он все равно слушает, читает сам, а еще смотрит мультики и разные фильмы, ходит по театрализованным представлениям.
Во-вторых, Дед Мороз олицетворяет собой воплощение добра и любви. Это символическое чудо, которое должно быть в жизни. Во взрослом возрасте умение верить в хорошее не раз пригодится!
В-третьих, подготовка к празднику, заучивание стихов, рисование открыток и написание писем, новогодние елки – все это здорово поднимает настроение, что, опять же, очень благотворно влияет на детскую психику. А еще неплохо развивает: чтобы выучить танец, стишок, написать письмо – надо развить определенные навыки!
Комментарии 2